Будущее компьютерной графики и веб-дизайна. Конференция CG EVENT. // Сергей Цыпцын. СПЕЦЫ #4
Сергей Цыпцын - «евангелист» компьютерной графики в РУнете. Автор книги «‎Понимая MAYA», которая считается библией дизайнеров. Руководитель и соорганизатор международной конференции CG EVENT. Нешуточно увлекается искусственным интеллектом.
В интервью поговорили о бизнесе, компьютерной графике, искусственном интеллекте и стоимости жизни на Кипре. Обсудили детали конференции CG Event - от приглашения спикеров до монетизации. Как за 13 лет Сергею удалось не устать от проекта. И почему он считает себя плохим предпринимателем. А также выяснили какие навыки в области компьютерной графики теряют актуальность.
Подписаться на канал!
Write Close
Close
CG Event в данный момент самое крупное сообщество по компьютерной графике в русскоязычном пространстве?
Да, в этом году было 13 лет.

Как не устать за все это время заниматься одним проектом?
У меня люди после каждой конференции подходят и говорят: "Спасибо большое! То, что вы делаете, это просто офигенно " и я такой заложник этого дела уже. Плюс, 13 лет назад мне сказали, что ты должен объединять людей. Я тогда поиском предназначение занимался и все такое.
У меня есть партнер. Вообще это мой такой серый кардинал - человек, которого нет в соц сетях. Я сейчас не буду его называть. Он с 2007 года со мной.

То есть ты начал сам, а он потом тебя увидел и вы запартнерились?
Да.

Он в операционке тоже участвует?
Он главный операционист: финансовые потоки, логистика, охрана, пожарка, доставка, билеты - в общем я ему говорю: "Серега, реши проблему". Он говорит: "Все забудь, все сделаю".

Ты закрываешь маркетинг?
Я закрываю программу. Есть программ- директор, он помогает со спикерами работать, но с ключевыми работаю сам, программу набиваю, иногда есть кураторы. Партнеры, которые в общем-то спонсоры, денег дают или помогают чем-то, PR и работа c сообществом - это мое.

Как зарабатывает сейчас конференция?
Есть такое примитивное правило, что ивент должен окупиться на билетах, а дополнительные поступления, в основном это спонсорские, это уже идет в прибыль. Партнеры по-разному участвуют. Это может быть стенды, может брендирование, может они хотят выступить и рассказать о чем-то.

Что вы продаете спонсорам?
Наша фишка, я тут секрет раскрою, такая что пишет компания Х и говорит: "Мы хотим участвовать в конференции, вышлите нам, пожалуйста, ваши спонсорские пакеты", Я говорю: "Ребятки, а у нас нету". Я говорю: "Вы нам вышлите, пожалуйста, свои задачи, которые вы хотите порешать на нашей конференции, а мы под вас подберем формат".
И тут две реакции: первое - это "Блин, здорово. Да. Мы хотим вот это, вот это, вот это. " В этом случае я говорю: "Вы должны у нас сделать вот так и так, а еще можете вот так и вот так". Другая реакция - это "а мы так не привыкли, вы нам фиксированное выдайте, ну, нам проще". Как правило, с последними сложно, потому что они будут долго мозг есть, что мы не выполнили условия договора и там еще что-то, поэтому с ними сливаем, а с первыми интересно покреативить. У них может быть чек, спонсорские, 2000 долларов, а может быть 5000, может быть 8000. Мы встретились с человеком, поговорили и в зависимости от того мы друг другу понравились или не понравились.

У тебя разные суммы?
Да. Это все я делал неправильно, потому что я их не душу, что: "Ребят, ну раз нет - идите отсюда".

Это из-за того, что ты закрыл для себя какие-то базовые потребности и тебе не интересно с точки зрения бизнеса это развивать?
У меня жена была беременна первым ребёнком и я такой был в панике: сейчас ребенок родится - надо зарабатывать.

Сколько тебе лет было тогда?
Поздно. 36. До 36 я был совершенно дикий человек, я там путешествовал, катался на доске, читал курсы. Я был совершенно отморозок в том смысле, что я не думал о будущем вообще.
Я посчитал - у меня было шесть работ в тот момент, потому что я решил надо заработать денег. 6 работ – это проекты и какие-то халтуры, фриланс, консультирование. А количество денег не изменилось, потому что здесь обломилось, здесь отменили, здесь постоплаты, здесь что-то не так.
То есть по сумме все тоже самое, я тогда серьезно думал, что дело видать в мне, что я не готов принять больше денег. Начал размышлять и выяснилось, что ты как-то трать что ли побольше или как-то веди другой образ жизни не в том плане, что там лакшери и так далее, но хотя бы больше себе позволяй на бытовом уровне, не жри всякое дерьмо, пардон. И что-то такое начал понимать, но ушли годы на то, чтобы понять, что между этим есть связь. Это про потребности.
Ты меня спрашиваешь, а я не знаю. Вот я не лукавлю, я не знаю, сколько я зарабатываю, потому что у меня есть Серега, который там считает деньги. Серега знает. Но я его не спрашиваю. Я живу и к концу года деньги начинают заканчиваться, но мы проводим следующую конференцию и они снова появляются. Я очень неправильный человек, потому что деньги надо инвестировать. Меня Паша все время учит, что мертвые деньги - это зло.

Паша Мунтян?
Да. К сожалению, совсем я старенький, по мышлению я старый. Я их не инвестирую, но вот я загнал в крипту и в общем прогорел.

Загнал когда было на пике?
Конечно, я ж покупал на пике.

Но ты еще не продал?
Нет, я в долгую играю.

На сколько процентов ты предприниматель?
Я очень хреновый предпринимать. Либо если очень сильно подгорать начнет, либо какая-то мотивация, я впрягусь и буду хорошим предпринимателем, если прям прижмет. А если не прижимает, то я и не делаю этого, значит у меня этой самой жилки нет. Может быть это зона комфорта.

Как ты считаешь на это влияет то, что в основном ты живешь в теплых странах?
Нет, на это влияет то, что 15 лет я прожил в Архангельске. Первые 15 лет, и это было не здорово с моей точки зрения, потому что ты выходишь из дома и против ветра идешь по набережной Северной Двины в школу. Тебе дует ветер в лицо и темно. Ты приходишь в школу солнце вышло и село, и ты идешь обратно из школы - опять темно и опять тебе в рожу дует ветер.

Ты хочешь сказать, что ты компенсируешь сейчас?
Да. И эта физкультура на лыжах по средам сдвоенная, когда ты по 10 километров бегаешь по Северной Двине на лыжах, а эти дужки у тебя отстегиваются, и ты их ищешь в снегу.Физрук стоит на мосту и ждет когда вы все туда прибежите. Я на беговые лыжи 20 лет не вставал. Я наелся этого холода и потом я такой двигаюсь: Черное море, Красное море.

Москва?
Ну, да. В Москве получше климат.
У нас же все криэйторы, у нас же все творческие личности, поэтому все в основном «аутисты»
Мне кажется, к тебе на конференцию приходят 99 % людей, которые именно крутые спецы, но не предприниматели. Многие из них хотят трансформироваться в предпринимателя, многие хотят делать какие-то стартапы?
На моей конференции очень немногие.
У меня есть приятель Арман Яхин. Он начал у себя Скрам внедрять в студию VFX и там у него просто такие процессы начались. Он понял, что управление компании - это психология вообще сто процентов, даже психолога нанял.

Штатного в компанию?
Штатного в компанию, который правит людям мозги, у которых они скрываются от того, что им нужно коммуницировать, им нужно говорить друг с другом, им нужно высказывать свое мнение.
У нас же все криэйторы, у нас же все творческие личности, поэтому все в основном «аутисты», не совсем «аутисты», но мы так их любя называем «аутисты». Это люди, которые сели и дайте нам заниматься любимым делом.

Интроверты?
Да, интроверты, хотя это условное деление, но они такие аутичные все. Вытащить их наружу и заставить общаться для них стресс. Поэтому выясняется что все, кто вытащил себя наружу и заставил себя немножко с миром взаимодействовать, они становятся успешными и довольно состоятельным. Есть шикарные фрилансеры, они работают на хорошие зарубежные компании и у них все хорошо. Но они просто дали себе труд одеть себя получше, с лицом поработать в том плане, что сделать его более приветливым, язык выучить и начать коммуницировать. Во многом это от родителей достается, конечно, но еще нужно над собой поработать. И вот у них все в порядке. Потому что индустрия многоемкая, платят не так хорошо как программистам, но если ты хороший дизайнер и если ты адекватно как-то и сроки соблюдаешь, и у тебя вкус есть, ты будешь нормально получать. Но ты должен нормально общаться, а не мычать. И вот я думаю, что в определенном смысле успех сейчас зависит, как модно про soft skills говорить. Soft skills - это как раз про общение и про умение себя как-то манифестировать.
У нас очень много талантливых людей, но у них и запроса нет на предпринимательство. Им хочется делать красивые картинки, им хочется себя там где-то искать. Это достаточно молодая индустрия. Она по сравнению с играми, по сравнению с IT это прямо одна из самых низкооплачиваемых.

Но индустрия тоже ж в IT по большему счету?
Она в IT, это ниша такая. Все хотят рисовать красивые картинки и чтобы их не трогали. Это, конечно, выбор и я не в праве его осуждать, но вот наша индустрия она такая. И особенно в спецэффектах для кино, там же у тебя даже прав не отдается. Это сервисный бизнес - ты что-то сделал эффект издал, прием с тобой подписали и тебя даже прав на эти спецэффекты нет.

Но многие разработчики тоже так работают?
Многие разработчики да.
А тут у тебя компания целая и ты сделал спецэффекты к фильму "Притяжения" Федора Бондарчука, например компания моего друга Армана Яхина делала, но сами отдали это все. И они будут тысячу лет согласовывать, что можно ли им это в свой шоурил включить. Благо у них отношения хорошие, они включили. А другие не разрешат, потому что это теперь наше и ничего вам там делать.

Как не «забить» на работу во время длительных путешествий?
А я так и делаю.
"Я писал книгу по какой-то древней версии MAYA, но выясняет, что по ней до сих пор можно учиться."
Сейчас модная история с личным брендом. Один из важных моментов в личном бренде сейчас - это книга своя. Ты, мне кажется, сделал когда-то это не очень осознанно и еще деньги получил. Тебе книга личный бренд сильно построила?
Не просто построила.

Она жизнь поменяла?
Да. Ты прав. Я вообще все делаю интуитивно и в каком-то потоке. С книгой была классическая история - у меня сын родился, а денег то нет.

То есть тебе 37 и ты думаешь как быстро деньги заработать?
Да, я думал как и что делать. Я начал в голове думать, что я читал курсы по MAYA, я читал курсы по графике много лет и у меня в голове все есть. Я уже готов написать эту книгу. Конечно же, на следующий день я получаю звонок и мне звонит человек по имени Миша. Говорит: "Ты знаешь, мы издательство, мы хотим с тобой поговорить за книгу", И я говорю: "Ну, давайте". Я приезжаю в издательство. Они говорят: "Сергей, мы хотим чтобы вы написали книгу". Я уже обдумал этот момент и говорю: "Смотрите, чтобы я написал хорошую книгу, я должен этим заниматься каждый день как работой, потому что у меня много материала. Я знаю как это сделать, я знаю как сделать отличную книгу, но я хочу ее писать просто 8 часов в день. Поэтому, смотрите, сейчас средняя зарплата хорошего аниматора по рынку 1200 долларов (тогда это было, это был 2004 год). Давайте, я даже у вас гонорар не прошу, вы мне просто будете год выплачивать этот гонорар и через год у вас будет отличная книга."
Они смотрят на меня и говорят: "1200 в месяц, это 15 тысяч за книгу. Ты что дурак? Мы за книги платим 2-3 тысячи по рынку." Я говорю: "Ну и книги говно у вас. Смотрите, без слез не взглянешь. " Там "3d max для чайников" на русском языке в 2004 году это был просто трэш. Я так утрирую, но там книг было совсем мало. И говорю: "Ну, нет - так нет. Я пошел", потому что я понимал, что именно так я ее напишу.
Я ушел. Я получаю на следующий день опять звонок, говорят: "Сергей, приезжай поговорим". Они говорят: "Мы не знаем как ты это делаешь, мы не знаем вообще что с нами происходит, но смотри у нас нет 1200, у нас есть 1000. Давай мы будем тебе платить 1000 долларов в месяц, а ты будешь писать нам книгу." Я говорю: "Давай". Собственно говоря, мы подписали контракт и он был довольно жесткий. У меня было 150 тысяч знаков сдавать каждый месяц. Это много, это тебя очень опустошает. Но ничего, я написал книгу.
Что я сделал после этого? Я взял жену, сына и уехал в Египет. Мы жили как цари, потому что мы снимали за 250 долл. квартиру на берегу.

Это какой год был?
2004. Это было совсем другое время. За 250 долларов мы снимали квартиру на берегу. 300 долл. где-то уходило на еду, потому что Египет в 2004 году после тем более 11 сентября 2001 это было очень дешево. И у нас оставалось 300 долларов, мы на них жировали, можно сказать.

Ты не работал?
Я писал книгу и иногда я летал читать курсы. Продолжал читать курсы.

То есть еще на этом зарабатывал?
Я зарабатывал на книге. Ну, как зарабатывал, я получал эти 1000 долларов и их проедал. Но это было клёво, потому что я каждый день катался на виндсёрфинге, точнее я вставал в 4 утра, писал что-то такое, ушел кататься, если у меня еще что-то появлялось, то что-то еще писал. У меня был маленький сын и книга родилась именно вот так.
С тех пор появилось понятие "зимовок". Когда ты понимаешь, что оказывается можно уехать куда-нибудь зимовать. Было бы чем заниматься. Вот это история создания книги. И надо сказать она удачно у меня получилась. Я иногда я езжу по миру на выставки разные и я там встречаю людей, которые прочитали мою книжку из какого-нибудь, ну вот из Новосибирска Женю я встретил в Германии. Говорит: "Я вашу книгу прочитал, моя жизнь изменилась. Я из Новосибирска уехал в Германию, у меня все наладилось, я 10 лет в ней живу. Можно я вам денег дам, потому что я ее скачал когда-то в pdf." Я говорю: "Жень, не удобно, так не работает, если хочешь просто купил ее бумажную копию, она продается в интернете." Хотя я ее сам уже выложил, потому что уже она артефакт, который должен быть доступен.

По ней до сих пор можно обучиться?
Я ее закончил и она вышла в 2007 году. Я писал ее по какой-то древней версии MAYA, но выясняет, что я ее написал так, это определенного рода такая магия, что по ней до сих пор можно учиться.
Дело в том, что Мехмат, конечно, помогает. Я писал принципы понимание как работает этот софт, а не как сейчас пишу книгу там откроете это, сделайте так и все заработает. Я написал это для этого, а это для этого, поэтому, если вы хотите достичь этого эффекта, вам нужно вот в этом месте поиграть или вот поработать здесь, а потом вот здесь. Если хотите частички делать, то вам нужно вот эту концепцию словить. И это была книга про концепции как работать с ними, как изучать софт, понимая как он работает. Мне казалось, что это очень просто, а выяснилось, что так книги не пишут, так не принято. Принято выпускать апгрейды книг и получать с них деньги.. А я ее написал и я больше никогда книги не буду писать, потому что 1400 страниц у меня просто они...

Издательство на этом заработало, если убрать твой гонорар?
Большое, кстати, спасибо Саше Шишкину - главе издательства, он поверил. Я не думаю, что они сильно заработали, но книга продавалась дорого - 2400 рублей за книгу. Это было дорого.

По старому курсу почти 100 долларов?
Да. Это было очень дорого, но они продали все.

Сколько экземпляров за все время продалось?
Мне кажется чуть больше 6 тысяч. Это немного.

А скаченных?
Сказать не могу. Я в Торренте ее выложил куда-то. У нас не такая большая индустрия, я думаю не больше десяти тысяч. Там нет столько народу, тем более это тридэшники - это еще более мы сужаем индустрию. Но я знаю, что книга уникальная и она, не побоюсь, это как библия.

Книга до сих пор тебе приносит дивиденды в виде каких-то консультации или?
Дело в том, что конференция - продолжение книги. 2007, это была третья конференция, когда мы наконец-то, там задержки были с печатью, мы привезли эту книгу - 4,5 кг 2 тома, распаковывали и она наконец-то пошла. И это совпало со стартом конференции и она явилась очень большим драйвером конференции. Люди прочитали, а потом они приходили просто на меня посмотреть. Книга зашла и у меня в конце каждой главы истории из моей безумной жизни холостой - серфинг, лыжи, путешествие какие-то там, Бали, Эльбрус. Я туда напихал истории из жизни. Я так понимаю, это все было тоже неосознанно интуитивно, и люди приходили ко мне как познакомиться с автором этих историй. Всегда я про книгу получал отзывы, что это просто очень круто. И люди приходили на меня посмотреть и, плюс, я много обучал людей графики в начале двухтысячных. А теперь ученики выросли, они там где-то работают и уже серьезные люди.

Какая стоимость жизни на Кипре?
Здесь очень дешевый съем жилья. Сюда заехать, даже зазимовать на несколько месяцев - жилье реально дешевое. Очень дешевые японские машины.

Нормальный дом в два этажа с бассейном будет стоить 1000?
В Пафосе можно найти дом за 900 евро с бассейном в месяц, а в Лимассоле нельзя. Здесь нет пробок, здесь и сервиса чуть-чуть.
На 3 500 человек будет жить здесь хорошо с семьей. Плюс, он будет жить хорошо еще, потому что экология и хорошее настроение.
Нейросетки - это тема, на которой я плотно засел.
Что последние из языков программирования или что-то такое ты изучал из новых технологий?
Наверное нейросетки нельзя назвать языком программирования. Это тема, на которой я плотно засел. Я рассматриваю это как моделирование работы мозга, нейроны эти. Уже достаточно, чтобы сделать очень много интересных выводов о самом себе, о природе человечества. И вообще пересмотреть некоторые свои подходы.

Это все на уровне интересов, то есть никак это не имплементируется в какой-то бизнес-проект?
Пока нет, единственное, что я уже, наверно, сезон. Я все меряю сезонами почему-то, не годами, а сезонами. Сезон для меня это где-то с сентября по июнь. Может это учебный год остался.

То есть кроме лета?
Ну, да. Лето это лето, а так это вот сезон. В общем я где-то уже сезон пошчу новости про искусный интеллект в основном применительно генерации визуального контента. Как я исторически занимаюсь визуальным контентом, вот мне интересно все, что он может генерить в основном это генеративные сети и какой контент они могут генерить. Вот у нас была недавно с моими коллегами такая жаркая дискуссия по поводу творчества. Я намеренно всех троллю следующим образом, что говорю: "Ребята, вы мне покажете, ну можете объяснить, что такое творчество. Вот, смотрите, генеративная сеть отличный контент генерит и картинки просто каких никто никогда не видел. Интересно?" "Да. Заводит. Это все ненастоящее". Я говорю: "Давайте разбираться, где настоящее, где не настоящее." И тут все начинают мычать про эмоции заложены художником, про какие-то там странные эманации исходящие от картин. Я говорю: "Ребята, мы тут все с мехмата, давайте попроще".
Выясняется, что средствами рационального вульгарного материализма объяснить что такое творчество не очень получается. И самое, что мы нащупали, что объяснить разницу между искусственным интеллектом и искусством естественного интеллекта даже на примере этих слабых нейронных сетей вообще невозможно. То есть что-то на входе, человек родился, у него информация поступает на вход, потом в башке у него все это переваривается и он что-то из себя исторгает - это я так дико упрощаю. Творческий шедевры тоже в общем один из каналов того, что он из себя исторгает. Все это преломляется на его там детские импринты, на то, что у него там случилось "до", "после", но тем не менее есть "вход", есть "выход".
Я говорю: "Ребята, объясните мне разницу вот есть "вход" тренировочный сет у нейросетки, есть вот пожалуйста шикарные картинки, интересный контент. Есть в общем тренировочный сет у человека детский сад, школа, его там опыт и вот то, что он из себя там извлек. В общем у всех шок - это ж как это так, это ж цинизм такой ужасный, но дайте, отличия, где отличия. Выясняется, что в терминах не привлекая метафизику это вообще объяснить нельзя.

Какие самый интересные открытия про мозг ты узнал за последнее время, когда изучаешь эту тему?
Есть у меня однокурсник, его зовут Алексей Бердюгин - это гений. И мы с ним учились на мехмате и я в 2010 году обнаружил его на ресурсе "Сноб", где такая статья, тоже очень сильно выбивающиеся из всего снобовского информационного потока, написано, что Алексей Бердюгин излечил от эпилепсии свою жену.
Каким образом? Есть такая технология нейроБОС - нейробиологическая обратная связь. Это когда, если снять энцефалограмму со здорового человека, она определенного рода, а снять с не очень здорового человека, она у него будет сильно другая. Есть между ними разница. Теперь представьте надеваем мы на человека шапочку из электродов этих и говорим: "А теперь вот твоя картинка, а вот нормальная картинка. Теперь попробуй какими-то усилиями привести эту картинку, не привести даже, а попытаться, чтобы она начала двигаться, изменяться. И выясняется, что можно человека научить немножко эту картинку начинать сдвигать.

Как силой мысли?
Да, силой мысли. Грубо говоря, силой мысли. Оказывается нейроБОС был изобретен еще в прошлом веке, но тогда казалось, что сейчас мы во сверх людей превратимся, но там не все так просто, потому что это очень долго.

Сколько времени прошло?
Год. У спортсменов есть такой метод тренировки, когда ты прокручиваешь, что ты будешь делать там на следующий день, это помогает тебе подготовиться, это прям работает.

Это как самоанализ?
Нет, это тренировка. Тебе завтра надо прыгнуть в высоту, ты такой садишься и мысленно начинаешь прокручивать в голове как ты это будешь делать и у тебя прям мышцы немножко дёргаются. Это помогает тебе. Мозг опять же, у него новые нейронные связи появляются, как я понимаю, он начинает уже эту программу закладывать и тебе на следующий день, грубо говоря, легче прыгать.

Ты сейчас программируешь что-то связанное с нейросетями?
Нет. Это все на уровне интереса и я может сознательно себя притормаживаю. У меня есть книжки, я все купил как обычно. Но там, понимаешь, такой интересный эффект, когда ты глубоко начинаешь погружаться в тему уже на уровне кодинга, ты начинаешь видеть все ограничения и ты немножко себя начинаешь ограничивать. Когда ты не видишь этих ограничений, глубоко не копаясь, ты порой порождаешь идеи, которые идут выше этих ограничений, выходят за эти ограничения. И может быть найдутся люди, которые, ну, просто ты то программируешь на своем уровне, а у них уровень получше. Они скажут: "Да, это можно сделать". И ты начинаешь генерировать людей, которые за границами твоих мысленных ограничений, если бы ты в этом был глубоко.

То есть ты будешь видеть возможный проект и будешь искать таких людей? Такие планы?
Нет, я бы не сказал, что это планы. Я чаще вне плана. Я не про планы вообще. Я сижу думаю, а потом это случается.

А ты знаешь, что будешь делать в сентябре?
Я собираюсь провести конференцию в Киеве.

Все-таки ты про планы?
Да, я про планы. У меня есть такие лендмарки, но сказать, что вот у меня такой проект, я возьму этих людей, я сделаю вот так.

Так ты не делаешь?
Нет. У меня такой айкидо аджайл, я сыплю все в один котёл. Вот поток это все про меня.

Ты знаешь что будешь делать через 5 лет?
С этим проблема, нет. Вообще нет. Горизонта планирования нет. Это плохо, для бизнеса это очень плохо.
Чем ты занимаешься тут еженедельно?
Тебе, когда становится много лет, ты понимаешь, что ты просто должен, что-то делать с физической активностью. Волейбол, пляжный волейбол мы играем. Плюс, я такой морской человек и волны появились - я пошел на доске покатался. Все, что связано с физической активностью, я вынужден это делать, чтобы себя чувствовать нормально Это такой пункт уже.

Когда ты это делаешь?
Волейбол в начале дня, то есть утром. А остальное это там под прогноз и так далее. Здесь есть Олимп, мы 1 апреля закончили сезон сноуборда. Снег лежал до 1 апреля. С Нового года до 1 апреля длинная, холодная зима была. Закончили сезон там. Хочешь покатайся, час двадцать езды. Иногда можно поиграть в волейбол, а потом поехать покататься на сноуборде. Это все реально. И у меня рутина теперь - это я должен себя заставлять двигаться, делать что-то физически. Если нет ничего, пошел взял палки и пошел в горы ходить здесь. Просто иду по горам.

А змеи, скорпионы есть?
Скорпионы, змеи есть, есть моменты, но если ты информирован, ты вооружен. Не надо в траву ходить без штанов, тогда будет все нормально. Ты идешь по асфальтированной дороге или по бетоночке, ты идешь по грунтовке и вот там проползла она, но не надо ее палкой тыкать.

Самый звёздный спикер, которого тебе за 13 лет удалось притащить на конференцию?
Это смешная история. Я Андрюхе давала интервью, собственно говоря, и он такой спрашивает: "Слушая, а вот можешь на конференцию привести Энди Крамера". Энди Крамен - это такой Стив Джобс в области моушн дизайна. "Ну, хорошо, я подумаю об этом". Было время, я подумал. В общем случилось, что я привез Энди Крамера в Москву. Он оказался таким классным и это был первый выезд его, кстати, из Америки вообще в Европу. Он не выезжал никогда. Ему 35 лет, но он супер позитивный. Народ приходил просто за него подержаться. Я выделил ему время и говорю: "Энди, можешь вот наверху постоять с народом" и он почти восемь часов стоял просто, автограф, фото, отвечаю на вопросы, автограф, фото, вопрос. Терпеливо и через него шел народ по два-три круга. Это было, конечно, бомба. То есть пришло почти три тысячи человек на конференцию.

Каким образом ты его привез?
Значит там был такое письмо. Я на него не сам вышел, вышел через компанию Maxon. Компания Maxon - это cinema 4D такой софт. Хотя Эндрю больше известен как "евангелист" Adobe After Effects, он с Adobe больше работает. Но с Maxon тоже в cinema 4D он работает. Они его знают и в Америке он там выступает на различных конференциях. Я говорю: "Ребята, давайте поработаем над тем, чтобы его привести". Они написали интро ему и поставили меня в копию.Я посидел. И опять же в моменте написал абзац текста ему. Наверное, я не буду рассказывать о чем я писал. Хоть какой-то секретик надо сохранить. Там было эмоциональное очень. Я говорю: "Энди, если ты приедешь в Москву, то это будет просто разрыв, это просто бомба будет, это будет события такого масштаба, которого трудно даже представить.» И он такой пишет: "Да, давай сделаем это". И он приезжает с помощником.

Вы платите спикерам или нет?
Ты знаешь уникальная ситуация мы не платим спикерам. Никому, в том числе Эндрю. Иногда мы оплачиваем дорогу, потому что это было бы бесчестно заставлять человека лететь и платить.
Там понимаешь какая история, когда ты платишь спикеру, там начинается история с райдером и так далее.

Шоу-бизнес?
Да, шоу-бизнес. У нас это не работает.

Сколько обычно часов в день работаешь?
Я люблю все запустить, а потом фигачить.

А потом ничего не делать опять?
Да, это мне мешает. Этот "Емеля на печи" мне мешаешь, что сейчас я поработаю, а потом ничего не буду делать - это плохо, это не работает. Поэтому и не могу тебе сказать сколько времени работаю. Сейчас вот Питер у меня, так я что-то встал и упал в трусах за компьютер. А вечером говорю: "Ой, день прошел". То есть так могу провести день. У меня такой дисциплины, знаешь, люди говорят: "Сделай это, это". Я не про это.

У меня не В2В, В2С, у меня один basket и все в нем вариться.
У вас сейчас билеты в Питер продаются в двух ценовых категориях. Причем они недорогие 2500 рублей и VIP за 3500. Почему такая маленькая разница?
Дело в том, что это Питер. В Москве у нас VIP-билет стоит 6500 рублей. И мне говорят: "Дорого, да ты что".

100 долларов?
Да, 100 долларов. А потом я смотрю там agile 40 тысяч рублей, еще не помню кто там 30, 70, а VIP - 80. Я говорю: "Не тем мы занимаемся ребята." У нас цена не менялась уже лет 10. Вот 6 500 рублей, а ну мы 100 долларов держим, даже когда скачет, мы все равно держим. У нас там VIP - это ты получаешь доступ во все залы. А, когда получаешь простой билет, ты получаешь в главный зал, где собственно говоря хиты, там Крамер, Джама. Плюс, такой реверанс open source у нас есть блок, типа раз у тебя дешевый билет, в open source ты можешь ходить, за open source денег не берем.

Скажи с точки зрения реальных результатов это все влияет на то, что почти никто не покупает стандарт, а все берут VIP?
Мне нравится, что мышление у людей все-таки меняется. Вначале все экономили и покупали простой, а сейчас все больше народ покупает VIP, потому что ты понимаешь, что ты пришел туда, а потом у тебя куча энергии уходит на то, что ты жалеешь, что это не купил и туда не попал. Плюс, мы даем записи, а записи только випам. И тоже народ понимает, что я не успеваю, 10 залов параллельных, конечно, я не успею. Если хочу все посмотреть, мне нужны записи.

Но випы это больше 50 процентов?
Да, сейчас уже да.

А почему в Питере не так?
В Питере у нас всего четыре зала и мы решили их не дифференцировать, а просто випы получат записи.

Если вы поднимите цену в пять раз, то получится в 5 раз меньше людей?
А я вот думаю. Я не предприниматель, поэтому я думаю.

А твой партнер Сергей предприниматель?
Он предприниматель.

Как он тебя не мучает с таким решением?
Дело в том, что для него это не основной бизнес, не ключевой. Он как раз предприниматель. Он просто может работать там по два часа в сутки и в общем у него это кармический бизнес, как он говорит, поэтому тут я такие идеи вбрасываю, а он мне может только посоветовать.
И я, когда думал, что, наверное, можно задрать цену в 3 раза, придет народу не знаю сколько. Тем более с Энди Крамером, когда он был, у нас площадка трещит. Мы говорим: "Надо поднять тогда цену и тогда будет поменьше народу и кастов меньше". Потому что кастов меньше - качество лучше, а мне неудобно. Мне неудобно перед вот они пришли, они такие все счастливые, они меня благодарят и я часть из них срежу.

Кто клиент конференции твоей?
Слушай, это тоже уникальный факт, потому что у меня спрашивают: "У тебя В2В, В2С?" И я говорю: "Слушай, у меня флэт уайт".
Вот парадокс в том, что приходят, люди которые тупо сидят за компом, рисуют что-то, они там идут учиться и идут искать работу.

То есть это начальный веб-дизайн?
Это как бы профскил, они уже работают в студиях, они фрилансят, они этим деньги зарабатывают, но это не топ и не мидл.

Каким именно дизайном они занимаются?
Любым.
У нас спецэффекты для кино, анимация, оказалось, что туда и геймеры, туда и виарщики, моушн дизайн, весь этот интерактив. АрхВиз, пардон, бесхозный, у них нет больше конференции, они тоже к нам приходят, потому что мы говорим примерно об одном и том же и это все сливается. И на конференцию приходят люди поискать народ, там HR сидят.
Плюс, собственно главы компании, они все там, они друг с другом пообщались, схватили большой кусок, его же не прожевать, например, заказ большой, там спецэффекты, нужно отдать по соседям. То есть у нас все, у нас от low level, middle level и топы все. Я иногда топов сажаю на сцену, мы там умные вещи говорим, но парадокс, что это опять в разрез из законами. У меня не В2В, В2С, у меня один basket и все в нем вариться. Странно. Я сам иногда думаю, что что-то тут не так, но тем не менее.
У нас все так динамично меняется, он вчера маски резал, а потом ребята сказали давайте сделаем студию. Открыли на троих студию и сегодня один СЕО, другой СТО, а третьи вообще до сих пор маски режет, но они уже компания. И они иногда и маски режут сами, но они выросли и вот через два года они уже такие.
В перспективе 3-5 лет какие навыки, должности среди людей, которые работают с графикой, будут не нужны? Чем кардинально стоит перестать заниматься?
Можешь забыть о высшем образовании по крайней мере в области графики, я не знаю как в области IT в целом, но в области графики можно забыть об этом. Ресурс, обучение, самообучение, курсы, общения. Но забудьте о том, что вы будете учиться по традиционным программам, как там вы учились. Также забудьте о том, что вы решите вот этим мне нравится заниматься и будете этим заниматься. У вас это трансформируется, потому что сейчас что-то новое появляется. Умерли некоторые профессии в основном, конечно, связанные с ручным трудом, потому что их оцифровали.

Ты веришь в типичный веб-дизайн через три года? То есть рисовать шапку кто-то будет?
Нет, конечно, не будет.
В индустрии постоянно новые фишки появляются, сейчас нейросети прям прут. Есть сейчас эксперименты, они еще не готовы эти тулзы, но типа отрезает человека от фона. Вот снимает меня оператор и отрезает меня оттуда быстро сам нейросеть научить. Видео уже делают, тем более компьютерное зрение хорошо финансируется, алгоритмы там идут, будут отрезать там ближние, то есть вообще карту глубины будут восстанавливать. С этим связан огромный пласт работы в композе, у нас композ - это для работы уже с 2D изображением. Рутина будет вымываться и те, кто сидит на рутине переживают: «А куда ж мы денемся».
Вопрос к ним, что «Ребята, так наоборот вы либо займётесь тем, что вам нравится и перестанете вот это обводить в каждом кадре, либо вы пойдете куда-то в другое место, потому что вы ничего другого делать не умеете».
Все, что связано с ручной работкой будет вымываться. Ну и шаблоны. Я не люблю делать прогнозы, конечно, но генеративные сети будут генерить очень много референсов и шаблонов и набирать можно будет уже из сгенерённого, а не просить нарисовать прототипы, скажем так. Некое прототипирование будет сильно очень упрощенно и автоматизированно, потому что его можно будет собрать под запрос. Еще есть такая штука как генеративный дизайн, когда тебе говорят: "Сделай-ка 3D модель стула", но не просто стула, а так чтобы он выдерживал конкретный вес, на него ушло там столько-то порошка, если мы будем печатать, и он таких-то размеров. И в общем система начинает думать и предлагает тебе формы, которые подходят под твой запрос. То есть ты не ручками этот стол генеришь, а потом гоняешь его там под нагрузкой и так далее, а уже с общение идет генерация прототипа под запрос, а запросто ты формулируешь на человеческом языке или какой-то параметрический.
Все, что связано с начальным проектированием, будет сильно упрощено. Сейчас отличная работа Диснея, многие не верят, но они берут сценарий и по сценарию надо сделать cinematic, то есть раскадровку, это очень ручная работа ты читаешь и рисуешь примерно схематично, что там происходит: тут люди, тут речка, тут разговаривают они и так далее. Семантический анализ текста нейросетка генерит и говорит: "Да, тут люди, тут речка" и лезет в базу данных 3D моделей, набирает оттуда солнышко, дерево, двух людей и расставляет это по времени как она проанализировала скрипт. Далее протестировали на фокус-группе и 68 % говорит: "Примерно". Это первые шаги, даже такой вообще анализ - это рутинная работа, потому что сторибординг - это вообще рутинная работа. Сторибордисты потом свою работу не публикуют, но только что в "making of" потом. Это рутинная работа. Вот рутина такая ручная будет вымываться. То, что можно проанализировать и сгенерить, будет проанализировано и сгенерено.
Другое дело что 3D это вообще сложно, очень сложно, если картинки нейросети жрут здорово, то формата описания трехмерной сцены нет, это не набор пикселей, его даже на набор вокселей не можем попилить. И не можем мы 3D сцену пока описать, я думаю, что язык описания 3D сцен появится и мы сможем тогда сказать, что, это, кстати моя идея, что вот эта 3D сцена требует вот таких параметров рендеринга, чтобы это все было побыстрее и освещено было все как-то пореалистичнее, например. Только когда мы начнем понимать, что в этой сцене на языке каком-то.
Все, что связано с прототипированием и генерацией шаблонов, сейчас, конечно, люди много понимают на генерации иконок и до сих пор рисуют стикеры, иконки и это прям круто.

Ты считаешь, что это все умрет?
Я бы не был так радикален, но я думаю, что это будет автоматизировано. Автоматизация будет. А сгенери-ка нам стикер пак на тему крипты
Видеоверсия интервью на Youtube-канале Точка G
Made on
Tilda