Миллиарды на анимации: контент, дистрибуция, заработок с YouTube. [Павел Мунтян, ToonBox/Freeland]
Павел Мунтян - основатель и со-владелец анимационной студии «ToonBox» (всемирно известные проекты: «Mr. Freeman», «Котики, вперед!», «Куми-Куми»). Также, Павел со-основатель интернет-государства Freeland и криптовалюты MFCoin.
Разбираемся как и сколько зарабатывают на анимационных фильмах. Почему некоторые мультики «взлетают». Сколько можно заработать на YouTube за 1 млн. просмотров в РФ, США, Германии. Как устроен процесс производства фильмов в "ТунБокс", их стоимость и дистрибуция в интернет. Про Кипр: как устроена жизнь на острове и что случилось в 2012 году когда многие предприниматели потеряли деньги в банках. И конечно, говорим о Фриленде, его валюте, и том зачем Павел искал контакты основателя Dash.
Подписаться на канал!
Write Close
Close
На чем студия ToonBox зарабатывает сейчас?
Бизнес-модель в анимации весьма специфическая. Это, во-первых, долгие и большие деньги для того, чтобы сделать один сезон, первый сезон, когда еще не наработаны библиотеки и так далее. Любой анимационный сериал стоит 2 500 000 евро. Поэтому нужно вложиться и понять, что ты это будешь производить 2,5-3 года. Пока ты нарабатываешь библиотеки, вкладываешь, потом у тебя есть продукт. Этот продукт начинает продаваться. В первую очередь, ты его продаешь на телик, потому что если он попал в интернет, то телик покупать его за те условия, которые может, не будет. Возникают телевизионные права. Телик начинает выплачивать тебе. Следующий шаг - это цифровое лицензирование. Это когда ты стоишь на площадках типа YouTube и прочее.

Вы стоите на YouTube в основном?
Не только. Очень много где, их не перечислить всех.

Те цифры сотни миллионов просмотров, которые у вас на официальном сайте это суммировано по просмотрам?
Это YouTube плюс Vimeo, но есть еще куча всего. И эти площадки дают очень серьезные показатели.

Вы со всех зарабатываете?
Да.
Следующее это - цифровое лицензирование, но даже цифра и телик суммарно не дают тех денег, которые можно как результат получить. Как только на одном из рынков, ты становишься очень популярным, начинают активно узнавать, то начинается продаваться consumer products - это мерчендайз. Продажа лицензионной мерчи и поддержанием бренда на рынке - это уже закрывает последние касты по производству и дальше начинает приносить прибыль. Цифровые продажи никуда не деваются, потому что YouTube смотрят сегодня и завтра, послезавтра также будут смотреть.
Даже когда сериал стал не настолько популярным, но у него продолжаются просмотры, к нему продолжается внимание.

Получается, есть три основных канала. Первый канал - телик, это хоть и длинные деньги, но вы их получаете в начале?
Телик последнее время не рискует ввязываться в незаконченное производство. Они ныряют чаще всего, когда продукт уже есть.
Они платят полностью за контент, которые они приобретают. Вот они купили, допустим, 32 эпизода. Если их устраивает контент, то потолочная сумма сделки с одним телеканалом это около 50 тысяч евро за 32 эпизода.

В России?
Нет, это не в России, это в мире, но телеканалов много. 200 стран имеют телеканалы. Тогда в сумме набегает много. 10 каналов это уже полмиллиона.
Следующий момент с теликом - если заходит хорошо, то, соответственно, они возьмут следующий сезон, потом дальше они могут продлевать. Подписывают контракт на полтора года, на год, редко на два.

Это влияет на узнаваемость?
Да. Сейчас несмотря на то, что телик не имеет такой популярности как Ютуб, он остается точкой входа, потому что откуда ребенок узнает, что той или иной сериал, он хочет смотреть. Он смотрит изначально это по телевизору, для него это точка входа, потом он ищет это на Ютубе. Ему достаточно одну серию увидеть по телику для того, чтобы потом 52 посмотреть на Ютубе. И как точка входа, пока что интернет ничего нового не придумал. Там нет технологий каким образом войти новому зрителю, кроме как рекламы. Но с детским контентом, я не уверен, что это будет эффективным способом.
Сейчас мы развиваем только три бренда. Самый популярный с них это «Куми-Куми». Он очень дорогой по производству. Мы сделали всего 15 серий. 15 серий - 500 000 000 просмотров и узнаваемость у детей просто колоссальная. Я здесь вижу детей иностранцев, которые поют наши песенки, у нас есть поклонники в Южной Америке. Вообще хорошо выстрелил. Следующий по популярности это «Котики, вперед!» и «Mr. Freeman». Три основных проекта, соответственно, сейчас нам точка входа нигде не нужна. Везде есть своя аудитория, сотни тысяч миллионов подписчиков, везде понятно каким образом вносить зрителя, понятно ожидание у телеканалов, уже сформировалась база на рынке лицензирование и так далее. Это уже рабочий механизм.
Каждый новый сериал требует заново прикладывания этих усилий, этого производства, потому что любой сериал нужно придумать структурно - это самое сложное.

Это написание сценария?
Нет, сценарий это уже потом. Это такая сценарная библия, которая даст информацию сценаристу о том как работают этот мир, что в нем может произойти, а что не может. У каждого сериала есть свои правила и он всегда работает по этим правилам. Важно что-то менять от сезона к сезону, но история должна быть цельная. Почему мы не работаем с российскими сценаристами? Потому что они очень разношерстные. Они не умеют двигаться в рамках обозначенного каркаса сценария. Он все время пытается его поломать, потому что ему кажется, что он проявляет творческую жилку, а она не нужна. И вот эта подготовительная работа сперва идет очень долго, формируется, потом ты делаешь пич библию. Пич библия - это, возможно, это пилотная серия, но чаще всего это маленький документик на 3-4 странички, в которым написаны что за персонажи, сразу видна их аттрактивность, рассказывается как эти персонажи взаимодействуют между собой, пример какой-то истории. И дальше ты ходишь к телеканалам, с которыми у тебя налажены отношения, ты им это показываешь. И в 80 % случаев телеканалы говорят тебе, что им этого не надо. И дальше они объясняют почему, потому что у каждого телеканала есть свои правила. Допустим, ты приносишь и говорить, что собираешься делать сериал про котиков. Они говорят: "Спасибо, но у нас пул с котиками забит на 5 лет вперед".

Они такими категориями мыслят?
Котики, собачки, гендерность, возраст аудитории, для мальчиков все закрыто, для девочек через 2 года и так далее. И дальше ты уже понимаешь насколько это нужно или не нужно рынку. Начинаешь все это готовить. Нужно подобрать команду сценаристов, потому что сценаристы должны делать все это на потоке и делать одноформатный, цельный продукт. Нужно подготовить все арты, фоны, библиотеки. Ты ввязываешся в эту историю, делаешь это продукт. Подготовительный процесс очень долгий. Полгода в лучшем случае или это год.
Дальше идет производство, вывод продукта на рынок. И дальше начинается продажа. В итоге этот путь целиком занимает 6 лет.
Мамы говорили, что это бред сумасшедшего, а папам нравится.
Что самое дорогое вы разрабатывали?
Мы сделали такую историю, которая, мне кажется, еще не нашла толком свою аудиторию, но обязательно найдет. Мы сделали VP 360 видео "Куми-куми". История отличается от всего того, что существует сейчас. Ты смотришь мультфильм в формате 360 в очках. В зависимости от того, куда ты смотришь, у тебя меняется история, она уходит в то направления. У нас там 4 концовки. Для этого не нужно нажимать на кнопки, просто один персонаж побежал на право, другой - влево. На который ты смотришь, у тебя туда пошла история.
Во-первых, это очень тяжело написать сценарно. Нужно каждую историю завязать, зацепить, закончить логически, и при том, что у тебя два персонажа разбежались, это значит у тебя должны быть две истории, которые должны обе логично закончиться и при этом быть цельными.
И, плюс, еще работа с 360, это оказалась очень серьезной проблемой, потому что все режиссерские наработки за последние сто лет: крупный план, средний план, общий план, каты и так далее здесь не работают.
Зритель всегда видит все везде, а если он не смотрим куда ты хочешь, чтобы он смотрел, он туда не смотрит вообще. А если он туда не посмотрел, то он потерял нить истории.

На каких платформах это есть?
На Ютубе мы вывесили все 4 версии как проходит этот мультфильм тоже в формате видео 360. А так мы на Окулусе висим в виде программного продукта.

Приходится ли оттачивать продукты под очень узкую аудиторию?
И да и нет. У нас есть «Котики, вперед!» - это продукт для малышей дошкольного возраста. Мальчики с 6 лет начинают сейчас смотреть Трансформеров. Сейчас Paramount четко понимает, что это их аудитория. В 6 лет уже смотрят художественные фильмы про Трансформеров и уже не смотрят мультики. А девочки в это время начинают смотреть Пони и прочее. Наши мультфильмы четко до 6 лет и четко с 4, когда ребенку становится это более-менее интересным. 4-5 лет, я даже так бы сказал. Это прям узкопрофильная история, она подготовлена в нашей студии, но американские спецы ее делали. Она очень узко заточена, она рафинировано ровно в той степени, чтобы ее можно было показывать во всем мире и везде ее будут принимать.
А с другой стороны, у нас есть наш авторский проект «Куми-Куми». Его смотрят с огромным удовольствием малыши, которые не понимают всю эту историю, потому что там невербальная история 11 минут. Они отследить ее не могут, но им очень нравится, все шевелится, разноцветное, смешно, пукают, хрюкают и так далее. Им весело. Есть аудитория постарше 8-12 лет, которая понимает юмор и видят в нем в том числе взрослый юмор. Есть взрослая аудитория папы 24+, которые смотрят с теми самими малышами и которые видят вообще другой слой. Но не мамы, только папы. Мамы говорили, что это бред сумасшедшего, а папам нравится. У нас получается три аудитории. И не такой получается узкий круг.
Еще есть «Mr. Freeman». 9 лет назад, когда он стартовал, его основная аудитория была 14-17 лет и 25+, маленькая прослойка офисного комьюнити. Сейчас осталась та же аудитория, прибавляем к ним по 9, получается 34, и от 23 до 27 приблизительно. Эта аудитория, она осталась, не вся, но часть. Они всегда говорят, что «Mr. Freeman» нужен реторт, но продолжают смотреть. Опять таки вернулась аудитория 14-17 лет. То есть с одной стороны, она дробится, а с другой - расширяется. Поэтому и да и нет.

Прогнозируете ли вы это?
Нет. Это невозможно спрогнозировать. "Котики" невозможно спрогнозировать

Просто попали куда надо?
Попали, но тоже сделали ошибки, даже уже имея международный опыт. Ошибка, например, у нас история рассказывается следующим образом, там брат и сестра, они как котики запрыгивают в коробку, находят какой-то предмет, комната меняется, превращается это все в историю, в конце у них dead end - не решаемый конец. И дальше появляется родитель, спрашивает котиков, что случилось, те отвечают и понимают в чем проблема. Теперь понятно, летим обратно и история повторяется второй раз. Дети смотрят ровно до появления родителей, потому что второй раз они не хотят с happy end смотреть эту историю. А у нас за 4,5 минуты история рассказана два раза. 3,5 минуты одна история и минутка в конце еще раз она же.
Когда все это расклеивают телеканалы, полчаса с котиками пул идет 6 серий подряд. 6 серий подряд и каждый раз одна и та же механика. После третьей серии ребенок переключает телеканал. Соответственно, мы второй сезон делаем другой для того, чтобы всех их можно было перемешивать между собой.

Механика на Ютубе также работает?
На Ютубе вообще есть удивительные штуки. Самый парадокс, который только можно себе представить - есть 5 серий какого-нибудь сериала, у каждой серии много просмотров, по миллиону, то есть 5 млн. Вывешиваем блок "Лучшие серии". Все серии в одном сборнике: 1,2,3,4,5, повесили. Смотрит аудитория, они включают все серии в одном сборнике, но смотрят 1.5 серии и дальше перелистывают на какое-то другое видео. Делаешь сборник №2 и вставляешь 2,3,4,5,1 - в такой последовательности, и его смотрят ровно столько сколько и первый сборник. Потом 3,4,5,1,2 и так далее. Самое главное, что можно перемешивать эти видео как угодно и их будут смотреть... Таким образом можно увеличить просмотры одной серии в несколько раз за счет того, что делаются просто какие-то сборники, любимые серии, четные серии, нечетные и так далее. Но никогда никто не смотрит ни один сборник от начало до конца. У нас самые популярные сборники часовые все смотрят 17 минут, не потому что контент не нравится. Они потом из нашего плейлиста переходят в нашей же плейлист другой.
"Freeland - это очень трудозатратная история и несмотря на то, что со стороны для многих она выглядит, что там не очень много происходит, но там процессом очень много."
Как рабочее время сейчас распределяете?
В Москве, когда мы с моим партнером по студии приезжали в офис к часам 12, ты приезжаешь голодный, злой и ты уже замученный. У тебя настроения уже никакого... А в 12 часов дня только должна работа начаться, а ты уже на негативе. А здесь ты с утра встаешь, детей в школу отвез.

Обычно во сколько встаете?
Если я везу детей, то в районе 7, а если супруга везет, то в районе 8:30. Потом приехал на пляжный волейбол, 1.5-2 часа поиграв в пляжный волейбол, поплавал и зимой, и летом, и осенью, все равно. Посидел попил кофе, со всеми пообщался, все проговорил, почту проверил, приехал в офис, а еще и 12 нету. То есть приезжаю в то же время с силами, после спорта, поплававший и в хорошем настроение. Ты приходишь и у тебя такая работоспособность, что можешь часом 10-12 можешь пахать без перерыва.

До скольких вы в офисе работаете?
В среднем до 10-11.

Какие задачи делаете в течение дня? Есть колы каждый день?
Почти каждый день бывают. В течение дня мне приходит 300-400 писем. Сейчас в нас очень изменился штат, появилось много административных сотрудников и поэтому многие (прим. Ред.: письма), которые я понимают о чем письмо, и я знаю, что оно точно не ко мне, я сразу скидываю в архив, потом те, на которые коротко ответить. Остаются такие, в которых средний ответ надо писать, или те, в которым надо садиться и расписывать. Из них я удаляю сперва большие тяжеловесные, потому что очень сложно иначе время спланировать.
Делаются они, а потом уже все остальное. Это большие и важные. А средние остаются на конец дня. У нас еще есть целый ряд нераспределенных задач и само-собой административное звено берет на себе те задачи, которые не связаны никак.
И еще параллельно приходится делать вещи, которые не относятся в продюсерской деятельности никак. Масштабирование Ютуб-каналов, на предмет что у кого появилось, какие цифры и так далее. Потом я еще все время пробегаюсь по нашим сайтам и так далее.
У нас сейчас появился дубляж. 23 основных языка, которые четко мы знаем, что у нас есть дубляж.

Они базовые?
Нет. Они не базовые. Это контракты, которые мы подписали, языки, которые мы выкупаем. Там механика следующая: есть телеканал какой-нибудь и мы договариваемся с этой страной. Этот телеканал закупает права на год, берет сколько серий готово, допустим, если это детский сериал «Котики, вперед!», сейчас готово 52 серии, второй сезон на производстве. В какой-то момент было 32. Вот они взяли 32 или 52 серии, забрали себе и сделали дубляж, потом у них есть телевизионное окно, в течение которого мы не имеем права выкладывать в интернет, невозможный эксклюзив на телевидение. Вот они забрали себе эти права, проходит год или два в зависимости от договоренности, после этого мы имеем право выкупить этот дубляж за полцены.

Это всегда прописано?
Да. За полцены, но нужно понимать, что один язык это 6000-7000 евро. И мы получаем wav файлы, а потом их все-одно нужно привести в порядок, сделать полностью локализацию, потому что телеканалы локализацию адекватно не делают. И мы делаем свои собственные полностью дублированные серии, а языков десятки. Соответственно, каждый раз эти десятки умножаешь на 7 тыс. евро и понимаешь, что это дополнительный бюджет к производству. Сейчас прикидка такая, что на "Котиков" на первый сезон где-то нужно на все дубляжи 200 тыс. евро. Вложена приличная сумма.

Сколько времени занимает Freeland?
Freeland это очень трудозатратная история и несмотря на то, что со стороны для многих она выглядит, что там не очень много происходит, но там процессом очень много.
Во-первых, там работают люди либо просто инициативные и чаще всего они получают за это не фиатные деньги, а получают криптовалюту Freeland. Соответственно, они на это не могу тратить свое рабочее время, потому что там обложены комиссиями и так далее, но они верят в проект. И эти добровольцы, их много, они находятся в разных странах, их всех нужно контролировать, они занимаются самыми разными вещами.
У нас есть технические решения, которые нужно сделать, биржа труда, пулы, поддержка всех серверов, переделка сайтов, огромное количество всяких веб-решений. Помимо этого, мы занимаемся идеологической частью. Нужно подтаскивать эдвайзеров, договариваться с ними и так далее. Работать с самой криптой, продвигать крипту. Мы делаем медийную составляющую большую, это очень много работы и задействованы десятки людей.

Сейчас у вас на это уходит половина времени?
Половина, но учитывая, что у меня 11 часовой рабочий день, то получается честно. Два рабочих дня в одном рабочем дне.
Россия в среднем приносит 850 долл. за миллион просмотров, США - 2 000 долл., Германия, Норвегия - по 4 000 долл.
На каких обычно условиях вы продаете лицензию на производство игры про «Куми-Куми»?
Мы создаем бренд. Мы продвигаем его на рынке. Мы создаем сериал, который этот бренд кормит, поддерживает и сохраняет к нему внимание. А дальше мы отдаем право на использование этого бренда. И мы считаем, что компания, которая создает на базе нашего бренда, по нашим лицензионным договором с ними, они являются обслуживающими компаниями, которые обслуживают этот бренд в плане поддержки его дополнительными идеями.
Но изначально бренд, как IP, мы их сохраняем за собой. Мы его не передаем никому. Допустим, приходит компания, которая хочет под нашим брендом сделать какой-то продукт. Мы ей даем разрешения на это и дальше мы ей либо отгружаем материал, либо нет, в зависимости от договоренностей. Везде с каждой компанией разные договоренности. Есть разные продукты, есть большие игры и есть маленькие, есть казуальные игры, есть хардкорные. И вот во всем этом спектре есть такой же огромный спектр возможностей. Есть минимальные гарантии, есть без минимальных гарантий. Если компания хочет сделать игры по нашему бренду и мы понимаем, что нам для нее нужно сделать дополнительно анимацию, фоны и еще кучу всего, отгрузить какие-то материалы предыдущих серий, кучу подготовительной работы, сделать там иконки и прочее. То для того, чтобы у нас все эти касты закрылись, они, конечно, могут говорить, что они напродают нас на миллионы, но мы тогда берем минимальную гарантию. А условия с каждым обсуждаются отдельно.

Гарантия - это сумма денег?
Да, это сумма денег потом вместо роялти. То есть они нам присылают отчет по роялти, но до тех пор, пока из нашего роялти не выберется минимальная гарантия, мы не получаем никак денег.

Вы продаете в одни руки на фикс срок и все?
Очень редко такое бывает.

По срокам как это обычно?
По разному. Объясню: допустим, есть паблишинг - это издательская деятельность, бумажные книжки для детей. Компания вкладывается в печать этих книг и их необходимо распространить. Какое-то количество времени требуется для размещение их на полках, потом распределить на склады и так далее. Соответственно, минимальный срок лицензии будет 2 года.
Компьютерная игрушка. Если делается какая-нибудь казуалка для Фейсбука, то там можно говорить о годе.
Если делается какой-нибудь более серьезный продукт. Вот мы работаем с компанией Маясофтс. Они взяли на себя желания, придумали полностью всю концепцию и так далее. Они делают игрушки по котикам. И это была их инициатива, но этап работы большой, там долгоиграющая история и совершенно другие договоренности. Там минимальная гарантия, потому что мы там делали им анимацию, подгружали исходники и так далее.

Вы закрываете свои касты на производстве?
Да.

Что происходит когда контракт расторгается? Эта игра должна убираться с App Store?
Такие истории у нас тоже были. Просто предположим, у нас есть свои игрушки, которые мы сами делали инхаус, и поэтому это одна из причин, почему мы этим не занимаемся, потому что мы понимаем, что под это нужно выращивать команду, и она должна конкретно это вести направление. Мы не готовы.
Как только мы берем ресурс перекладываем с производства анимации на производство игрушек, мы теряем в основном формирования IP. Уже анимацию делает меньше людей, ресурсов меньше, фокус смещается. Плюс, надо контролировать, линейное продюсирование, нужно готовить звук и так далее.
У нас есть игрушка, которую мы сами делали, и мы передали пакет из ряда игрушек на американском английском на англоязычную территорию. В первую очередь там был фокус на США, Канада, Австралия, Новая Зеландия, страны Океании. И мы передали одной американской команде, не буду говорить какой. У нас была договоренность, что если они в течении такого-то срока не приносят в виде роялти такую-то сумму, то контракт расторгается. Они не принесли нам в виде роялти такую-то сумму и контракт мы расторгаем с ними. Расторгли 15 января.

Они все убирают?
Да.

Они ничего не заработали, а вы потеряли что-то с ними тоже?
Там минимальная гарантия была минимальной, и, в принципе, даже если в них были какие-то потери внутренние, организационные и так далее, то они незначительные. Но, по крайней мере, мы недополучили ту прибыль, которую ожидали, потому что если не они, то мы б договорились с кем-то другим.

Вы упомянули про свои игры, как с ними успехи?
Вот как раз я про них и рассказал, мы сами их не умеем ни продвигать, ни делать.
Есть планы по широкому формированию IP. Нам гораздо важнее сейчас, чтобы наше IР, было супер узнаваемым, допустим, берем самый популярный российский бренд это "Маша и Медведи" или самый популярный иностранный за последнее время "Свинка Пеппа". Вот "Свинка Пеппа", им свои игры даже выпускать не надо. Они продают лицензии на использования бренда в играх. Есть куча компаний, у которых отлажены все механизмы, есть аудитория, они понимают что делать с трафиком и у них готовые все механики.
Все целиком разгружается, разгружается графика, они клепаю эти игры, выпускают их на рынок, собирают прибыль и закрывают проект или не закрывают, дальше уже по ситуации. Ютуб обслуживает компании, которые ведут рекламу за процент понятно, скорее всего рекламное агентство.

Сколько можно зарабатывать на YouTube в мире? Потому что все понимают, что в Рунете никто не зарабатывает на рекламе с Ютуба или зарабатывают копейки.
Значит, Россия в среднем приносит 850 долл. за миллион просмотров. США - 2 000 долл. за миллион просмотров. Германия, Норвегия по 4 000 долл. за миллион просмотров.
Несколько раз мы обсуждали вставлены рекламы в наши каналы, не покупные у Гугла, а интегрированные нами. Интерес финансовый это не приносит. Даже не тестили, посчитали, прикинули и нет.

Костяк вашей команды это суперпрофи, которые должны делать офигенный продукт, а остальные все процессы вокруг на ком должны замыкаться?
На тех, кто умеет это делать хорошо, потому что мы не умеем делать это супер круто.
Я знаю как сделать так, чтобы наши мультфильмы смотрели. И это самая главная наша задача и мы ее выполняем.
В конце 2017 года вы искали контакт Эвана Даффилда. Нашли и зачем искали?
Да, нашел. Для Фриленда. Честно скажу, хочу привлечь его эдвайзером. Не знаю получится или нет. Не объявлял об этом публично, вот сейчас объявляю. Искал, нашел, не знаю согласится ли он.

Как технология блэкчейн поменяет бизнес в мире?
Никак не поменяет.

Как работать с такими компаниями как iTunes?
С iTunes мы вообще не в особой дружбе.

А с App Store?
Есть у нас приложения на App Store, но они не очень идут. По сравнение с Ютубом, наверно, не такой высокий уровень доходности.
Но еще есть большие гиганты на разных территориях. В России, например, это Ростелеком однозначно. В России это платформа immi.ru. Это отдельные площадки, которые несут понятный ощутимый доход.

Они именно выкупают или они работают по модели за просмотры?
По разному. У нас есть несколько направлений. Есть VoD - это аудио-, видеодеманд. И там AVoD - Advertising Video on Demand - это когда появляется реклама либо прероллы, либо построллы, либо баннеры. Есть SVoD (Subscription Video on Demand) - это по подписке.
На самом деле, есть вот этих разных много. Есть по подписке общие на все, есть на отдельные направления, есть с рекламой, есть пакетные истории. Там много всего, и, кроме как модель, которая на Ютубе, по большому счету, такой эффективности никто больше не имеет.

На Ютубе вы не ставите максимальную монетизацию?
Нет. Мы не определяем какую рекламу ставить, у нас есть партнер, который занимается нашими проектами в российском Ютубе.

Это партнерская сеть?
Мы работаем только с партнерскими сетями. Тоже самое у нас происходит с мерчендайзом, у нас есть генеральный лицензионный агент. Точно также с продажей на телеканалы, потому что у нас нету возможности заниматься тем, чтобы контактировать со всеми телеканалами по миру, носится с ними и так далее. У нас для этого есть агент, который занимается нашим продуктом. Агент приобретает права на определенных условиях, либо минимальная гарантия, либо торг по его проценту и так далее.

Другие компании в мире строят эти процессы внутри у себя?
Кто-то строит, но все в результате приходят к одному и тому, что от этого уходят. За редким-редким исключением, допустим, в России есть студия в Санкт-Петербурге и лицензионное агентство «Мармелад Медиа». Это то, которое "Смешарики". У "Смешариков" все инхаус. Но, по-моему, Ютубом они тоже не сами занимались, а сейчас его на себя перетянули.
Или, допустим, "Маша и Медведь", они тоже лицензируют продукты в России сами. Но в каждой другой стране у них есть свои агенты. В Италии, допустим, Маурицио Стефано.

В чем феномен того, что "Маша и Медведь" супер популярный именно в Италии?
Потому что там культ девочек. Там же есть такая история, что если на улице родилась девочка в какой-то семье, то у всей улице праздник, то есть там совсем другой подход к этому. Там девочка имеет право на все. То есть это принцессы и все. А если мальчик родился, то молодец.

Где было самое необычное, крутое место, в котором вам довелось побывать? И такое же место, куда не добрались, но очень хочется?
Я хочу поехать в Чили в августе. Не в этом августе, а в каком-нибудь августе, потому что в Чили это зима, покататься на сноуборде. После этого сьездить в Патагонию. У меня был маршрут прямо. Потом полет над пустыней Наска, посмотреть эти гигантские рисунки после Наска. А потом доехать до острова Пасхи, переночевать там с этими статуями. Вернуться обратно в Чили, слетать на Южный Полюс. А на Южном Полюсе это зима, там совсем холодно - 65 С, переночевать там в специальных домиках. Вернуться обратно и сразу прилететь сюда. То есть сразу все захватить, заодно там Мачу Пикчу и так далее. Это как бы ожидаемый тур в Южную Америку.

А где были из самого удивительного? Можете сказать Топ-3, если сложно одно выделить.
У меня было очень интересное участие в одном реалити-шоу на Кольском полуострове и мы были в тундре, куда даже ханты не ходят, и там вообще не ступала нога человека. И если мы б там задержались на 2-3 недели, то мне скорее всего ампутировали б стопы ног, потому что ноги вообще сгнили. Это было очень такое любопытное, экстремальное приключения. Мы знали, что там есть какое-то задания, но не знали какое, и через неделю, когда мы уже начали сходить с ума, нас завели куда-то. А это между Оленегорском и Апатитами. Сентябрь, вот-вот выпадет снег. Ночью мороз, днем так +6-8, к вечеру начинается ливень, короче, ад. И через день нам говорят: "Выбирайтесь сами" - и закрыли рты. И я выводил ребят. Это было одно из лучших приключений, это раз.
Второе, я очень люблю хороший снег, покататься на сноуборде. Самый, наверно, крутой снег был в моей жизни это в Узбекистане. Я никогда такого не видел, когда грейдер вырывает дорогу, и получается две такие снежные стены. И фонари придорожные, вырываются внутри этой стены ямки, где светят фонари через эти ямки. И мы строили кикеры и перепрыгивали на сноуборде через дорогу, а внизу проезжали машины и автобусы. Там 4-5 метров высота была.
Третье, я очень люблю Нью-Йорк. Каждый раз, когда я туда приезжаю, я просто не могу надышаться аттрактивностью этого города. Я его настолько люблю, но жить там не готов.
Американские творческие люди очень сильно отличаются от российских творческих людей.
Для вас это компания жизни?
Да.

Были инвестиции?
Да, конечно. Подробностей не расскажу, потому что не знаю на сколько это правильно или нет. Я единственное могу сказать, что в нашей компании в настоящий момент три инвестиционных фонда.

Для чего привлекали вы их?
Мы не делали никогда кэшаут, мы все делаем кэшин, и, в першую очередь, кэшин направлен на увеличение IP. Понимая как работает мир анимационного кино, особенно в мире современных технологий, как сейчас это происходит, может лет 20 назад это было по другому. Сейчас чем больше у тебя IP, тем больше у тебя капитализация. В любом случае это будет работать на Ютубе или придет какая-то другая площадка. Еще что-то поменяется, но это роли не играет. Он работал и работает, и чем больше у тебя активы в виде визуального продукта, тем ты эффективней. Я вижу как у нас меняются обороты из года в год. Положительная динамика.

В сколько раз вы растете?
Оборот растет порядка 30 % в год. Я не могу сказать, что это прям супер успешная история.
Ну, во-первых, у нас очень инертный, медленный бизнес, который требует долгих вложений денег, долгий возврат денег и так далее.

Но, тем не менее, капитализация здесь хорошая, за счет того, что вы накапливаете права?
Да.

IPO перспектива есть?
Не горю желанием, это больше "геморой", мне кажется, чем профит, поэтому есть сомнения большие насчет IPO. Но, я на самом деле, в настоящий момент, я не являюсь единственным человеком, который принимает решения. Если будет принято такое решения через какое-то время, то да.
А по поводу компании жизни - я долгое время занимался разными другими вещами,
у меня незадолго до запуска студии была компания по созданию, совместно с братом, оборудования для игорного бизнеса.Мы не эксплуатировали эту тему, мы производили оборудование. Мы были первой компанией в России, которая сделал USB- устройства. Мы производили математику для слотов.

Вы говорили в одном из интервью, что вы разобрались в теме, но, тем не менее, не могли выиграть на аппаратах. Как разобраться в теме?
Просто понять как это математически выглядит из внутри. Только если for fun просадить там 200 баксов и все.
А потом закончилось это горько и у нас еще были некоторые попытки диверсифицировать производство и людей. И в результате все закончилось анимационной историей. 10 лет этим занимаюсь и я понимаю, что в это вкладываю все силы, всю энергию, все время, все желания и так далее.

У вас команда звезд, в первую очередь сценаристов, продюсеров, по-моему, это американцы. Как работать с этой командой? Какие инструменты используете?
Да, очень сложно. У нас есть креативний продюсер. Самое важное это - креативный продюсер - человек, который контролирует всю креативную группу. У нас есть сценарная группа в Штатах. Работают там очень непростые сценаристы, допустим, у нас есть замечательный Джим Мейган, который в свое время придумал и запустил такие проекты как «Чип и Дейл спешат на помощь», "Утиные истории", "Чудеса на виражах", "Мишки Гамми» и так далее. Это его были личные проекты и он был на первых сериях сценаристом, пока не сформировался сценарный пул. Потом у нас работал Майк Десен, которые работал над "Шрек 2", "Монстры против пришельцев", "Бивис и Батхед", "Улица Сезам". Вообще все сценаристы, которые у нас работают...Мы стараемся подбирать мастодонтов. Креативный продюсер занимается контролем, и это очень сложный контроль, потому что он контролирует творческих людей.
Но американские творческие люди очень сильно отличаются от российских творческих людей.
В российского творческого человека есть супер понятие "я так вижу", а второе - это "сроки не для меня".
Американцы они не такие. У него есть критерий, в рамках которого он работает, в рамках этого критерия он выполняет все идеально четко. Он не лезет нигде на рожон, он придумывает идею, нанизывает ее на правильные шарниры, которые специально сделаны для сериала, получается готовый полностью материал. Дальше этот материал, креативный продюсер его принимает, его начинают записывать актеры. Допустим, у нас идет серия входящие титры 20 секунд, сам мультфильм 4,5 минуты, исходящие титры 10 секунд и того 5 минут. Сама анимация 4,5 минуты. Вот он сценарий пишет, актер вычитывает и получается ровно 4,5 минуты, ну там может быть +/- секунда.
"Еще в 60-х годах ходила мысль, что государство будущего - это корпорационная структура, сервисная компания."
Что это такое Freeland? Какие риски и почему это может не состоятся?
Рисков никаких, потому что это эксперимент. Моя позиция, что формы государственности устарели и есть очень много вопросом к текущим моделям, которые накопили огромное количество каких-то архаичных форм, которые очень плохо применимы в современном мире. И посмотреть на возможность сделать какое-то экстра территориальное государство, надгосударство, которое не пересекается с государственными моделями, к которым мы привыкли.
На самом деле очень много атавизмов, с которыми мы сейчас сосуществуем, а они уже не играют в современном мире никакой роли. Мы даже забыли откуда корни. Я, например, недавно узнал откуда почти во всех Штатах скорость ограничения движения автомобилей 55 милей в час. Это связано с шестидневной войной Израиля и Египта 1957 года. Потому что в 1957 году была вот эта война когда Израиль отжал почти весь Египет, вплоть до Каира, пока Хрущев не позвонил и не тормознул эту историю. А Египет был одним из поставщиков нефти в США и были тогда придуманы меры для того, чтобы Америка употребляла меньше топлива. И ввели 55 миль в час. И экономили миллиарды долларов в результате в год. И до сих пор есть это ограничение почти во всех Штатах. Есть там один шериф, который с этим борется, и говорит: "Друзья, во всем миру уже быстрее ездят автомобили и это безопасно". И вот таких атавизмов накапливается очень много. В том числе управленческих и потом государство за них держится. Ну, во-первых, потому что это всегда кому-то удобно, а второе - потому что есть боязнь разбалансировать систему. Например, в Великобритании есть Палата лордов. Что такое Палата лордов в современном миру в системе управления? Номинальный орган и почему его не упразднить. Есть куча комитетов, которые обслуживают сферы, которые уже не несут важных значимых решений для эффективного социально-финансового существования государства. Поэтому необходимо попробовать провести такой эксперимент, в котором есть абсолютная демократия, общественный договор, какие-то такие вещи, которые можно попробовать, но при этом никому не навредить и посмотреть работает оно или нет. Я думаю, что провести этот эксперимент не самое простое дело, но и не самое опасное. И по результатам что-то может прижиться, а что-то нет.
Вообще еще в 60-х годах ходила мысль, что государство будущего - это, на самом деле, корпорационная структура, сервисная компания. И что в будущем будет 6, 8, максимум 10 компаний таких, которые борются за своих клиентов.

По какому признаку они будут делится?
Приверженности тому или иному бренду вот и все.

Кто больше всего в теме? Фейсбук?
Ну, да. Фейсбук сейчас самая большая "страна" в мире. Точно такая же идет война между теми, кто пользуется телефонами Apple и Android. Точно так все уже поделились на два типа горожан. И лоялен ли ты или не лоялен тому или иному бренду. Вот и все. Здесь патриотизм как раз упирается... Любовь к родине - это на самом деле лояльность бренду.

Насколько «Mr. Freeman» помог стартануть этой идее?
Помог очень сильно и неоценимо. Сейчас очень сложно понять как бы это было без него.

А как бы это было без него?
Медленней. Было бы, но было бы медленней.
Плюс, еще важная штука, что Freeland - это свободная земля, при этом мы территорией называем не то, на чем мы стоим, а информационная территория - это тоже своего рода ленд - это первое.
А второе - «Mr. Freeman» он как свободный человек, символ свободы, он как раз и говорит о том, что дорога возникает под шагами идущего. А мы говорим, что Freeland находится там, где стоят ноги его жители. Поэтому очень много правильной такой синергий и синхронизированности, которая работает на оба направления одинаково. И мы сейчас начали все это переплетать друг с другом, сейчас выйдет новая серия, называется "Ода".

Это та серия, которая собиралась краудфандингом?
Да, собрали мы ее на краудфандинге. На публичной площадке мы собрали 1 млн. 300 тыс. рублей. - это где-то 17 тыс. долл. А суммарно мы собрали 105 тыс. долл. Все остальное было собрано из вне площадки. Это пожертвования и плюс еще есть целый ряд людей, которые нас просто идеологически поддерживают, которые в формате меценатов вкладывались.
Вообще «Mr. Freeman» глобально всегда его поддерживали меценаты, потому что самим тянуть такой продукт просто физически невозможно.

«Mr. Freeman» имеет больше чем 80 млн. просмотров на данный момент?
Да. Учитывая, что смотрят взрослые, а взрослые смотрят чаще всего один раз, а второй раз не пересматривают.

Сколько денег стоило производство?
Наверно, где-то полмиллиона долларов.

Вы несколько лет назад сказали, что главное в анимационном продукте это сценарий. На данный момент все также сценарий, потому что сейчас в мире преобладает история, что маркетинг это полдела всегда?
Я не согласен. Сценарий, следующие актерская игра, а потом все остальное, потому что может быть хороший очень сценарий, будет смотреться отлично, но актеры играют так себе и сразу же будет просадка. А если актерская игра шикарная и сценарий шикарный, то все остальное не так важно. Яркий пример, вот недавно появился классный совершенно сериал, его наверняка все смотрели, но по крайней мере все интересующиеся, называется он "Рики и Морти", который выкупил Cartoon Network. И казалось, что после "Симпсонов", "Южного парка" и так далее, чем-то удивить сложно, но взяли и удивили. Там харизма актеров - это раз, и сценарии такие, что вообще закачаешься - это два. Не аттрактивные первые три серии нужно просто себя перебороть. Не аттрактивная картинка совсем.
Маркетинг они начинали вообще ни з чего, это просто команда собралась, которая когда-то над "Симпсонами" работала и просто в качестве эксперимента для себя начали это делать. Получился фантастический продукт.

По вашим интервью я понимаю, что вы сторонник местного налогового законодательства. Как вы можете оценить кризис 2013 год?
Я расскажу одну историю, в которой возможно, скорее всего, есть исторические неточности.
Это не байка, и мне кажется, что эта история очень многое объясняет. Есть Кипрская православная церковь. Она очень сильно отличается от всех других православных церквей. Во-первых, это самый большой землевладелец на острове. Участник всех самых крупных бизнесов. Это огромная такая корпорация, но при этом они очень аскетичны. Я вижу, что батюшки берут в магазинах, я вижу на чем они ездят. Я видел как здесь встречали патриарха на старом Паджерике 20-летней давности. Они поддерживают всех малоимущих, поддерживают всех инвалидов, поддерживают медицинские программы, каждому старшекласснику, как только он поступает в старший класс, ему покупают компьютер. Они поддерживают здесь образование, они все финансируют. И в тот момент, когда Кипр должен был Евросоюзу вернуть 11 млрд., я точно не помню, могу ошибаться с суммой и это здесь не важно. Огромную часть этой суммы Кипрская православная церковь предложила выдать государству в долгий кредит. Допусти 8 млрд. Они собрали Парламент, они могли взять эти деньги и не подрезать счета банковских вкладчиков, но тогда б пострадали малозащищенные слои населения. И было принято решения вот такое, потому что на тот момент других денег не было. Это сопоставление одного с другим и в принятие вот этого решения, я на стороне кипрского правительства.

Если бы были ваши деньги, поменялось бы решения?
Нет.
Я вижу какое здесь отношения государства к человеку. Оно непривычное. Если я вижу здесь полицейского, то я испытываю не дискомфорт, а еще большую степень безопасности.

Что вы можете сказать по своему опыту, что категорически нельзя делать в взаимоотношениях с инвестором или что стоит сто процентов делать, чтобы было хорошо?
Во-первых, всегда с новыми партнерами, инвесторами и так далее, необходимо обязательно, на мой взгляд, несмотря на то, что это работа, иметь человеческие отношения, просто человеческое взаимопонимание. Потому что, если цель стоит исключительно зарабатывание денег, и кроме этого ничего и под этим не лежит ничего, то это скорее всего точка конфликта. Есть идеологическое понимание чего я хочу от «ToonBox» глобальное и есть осознание того, на какой уровень необходимо вывести компанию, и какие продукты мы хотим создавать, и чего мы можем достичь. И из-за этого, это не является точкой конфликта, потому что я всегда могу объяснить, что такое контент, как он работает, сколько в конце концов миллионов детей смотрят тот продукт, которые мы делаем. Они смотрят, восхищаются, он работает долго, эффективно. Мы, я считаю, несем миру светлое и созидательное и это такая очень важная штука.
Что касается финансового аспекта, то все прекрасно видят, что растет оборот, растет внимания, растут прибыли. Поэтому нету страха. Есть опасения, что это происходит недостаточно быстро, это не геймдев, это не всякие новые продукты, которые сейчас возникают на рынке, которые продаются неожиданно за миллиарды какие-то, и человек там в 23 года стал мультимиллиардером, нет, такого здесь нету. Рынок очень консервативный, люди там консервативные, но зато уверенный, зато он будет завтра и послезавтра. И я сомневаюсь, что мультики запретят в отличие от игр, или еще чего-нибудь, даже от интернета, но не мультики.
Видеоверсия интервью на Youtube-канале Точка G
Made on
Tilda