№3 медиасеть YouTube в мире с 600 млн подписчиков и 6 млрд просмотров/мес. // «AIR»
Николай Рогинец - СЕО компании AIR (партнерская медиасеть YouTube).
В интервью обсудили структуру компании, источники дохода, инвестиции на старте. Назвал свои основные KPI. Признался, почему не считает AIR Academy инфобизом. Партнерство с Google и баны каналов. "Опасные" ниши. Продюсирование каналов и ближайшие планы.
Подписаться на канал!
Write Close
Close
У тебя есть доля в компании или ты СЕО?
Есть определенные условия конфиденциальности у собственников компании. Это не публичное, не разглашается и я нарушать это правило сейчас не буду.

Ты в компания пришел когда она уже существовала?
Я был то ли третьим, то ли пятым.

Сначала ты был маркетинговым директором, а сейчас ты СЕО?
Да.

Компания основал Сергей Белоусов в том числе?
Да, в том числе.

И были инвесторы, которых вы никогда никому не показывали. Почему каждая вторая компания не хочет показывать инвесторов?
Мы пока не видим каких-то плюсов для того, чтобы раскрывать эту информацию, делать ее публичной.

На старте компании в 2011 году инвестиции нужны были, чтобы развиваться. До какого года они нужны были? То есть когда вы стали прибыльными?
На старте были инвестиции, но они не были какими-то космическими. Речь шла может быть о 50 или 100 тысяч долларов. А рынок такой, так все сыграло, так все сработало, что можно на этом было зарабатывать и окупать себя самим. Поэтому по состоянию на сейчас у нас потребностей в каких-то инвестиция дополнительных нет.

Есть информация у меня, что инвесторы их Израиля. Это соответствует действительности?
Это предположения, которое ты только что высказал, и которое я никак комментировать не буду.

Эйчары ищут людей именно вам? Или они ищут для команд блогеров тоже?
Они ищут и так и так. Но чаще пока это внутренние потребности.

Как часто у вас совет директоров встречается? И какие основные KPI у тебя?
Достаточно часто мы встречаемся. Есть такое ядро, которое общается регулярно. Мои KPI финансовые. Я работаю над прибылью компании и это моя основная задача.

А на позиции директора по маркетингу что было?
Вопросы продажи и генерации лидов, и публичное внимание, которое генерирует все это - это была моя задача. Поэтому для меня не особо сложным оказался этот переход.

Сейчас компании почти 8 лет. Структура в компании стала больше не стартаперской?
Да, конечно. Что хорошо - это то, что сейчас понятны бизнесы, которые работают и все выстраивается на самом деле вокруг них. Это сам нетворк, это AIR Brands - наше агентство по работе с инфлюенсерами, это Академия и ВидеоЖара. То есть это все источники дохода.

ВидеоЖара прибыльная?
Ее нельзя назвать прибыльной с точки зрения бизнеса, которой уже заработал и окупил себя полностью. Я думаю, что в этом уже году, точнее в следующем году это случится.

Академия - это курс?
Это обучения.

Инфобизнес? Нравится, кстати, это слово или нет?
От него попахивает и оно мне никогда не нравилось.
Как человек, который любит учиться, которые сам учит, понимаю отличия инфобизнеса от образования. Поэтому для меня это не формулировка, которой я хотел бы окрестить то, чем мы занимаемся. Академия для нас это проект, который призван давать, я не могу сказать, что он в полной мере сейчас это делает, но мы к этому идем, образование.

Вы приглашаете просто людей, которые тоже преподают, плюс , сами там преподаете?
Мы в основном сами преподаем. Спикеры внешние преподаватели тоже есть безусловно и это правильно. Но не они являются ядром проекта и учебного отдела.

Как вы еще можете там зарабатывать, кроме этого? Или только комиссия, цена обучения и все?
На текущий момент это основное безусловно.
То, что делает Гугл, очень сильно совпадает с тем, как мы видим этот мир.
Есть 4 ревенью стрима. Какое их процентное соотношение?
Нетворк, конечно, основной. Я думаю, что соотношения нетворка ко всем остальным где-то 80 на 20 %.

Раньше было еще больше, потому что все вы запускаете по чуть-чуть?
Конечно. Это диверсификация.
Гугл прекрасен тем, как много возможностей он создает. Наша диверсификация, то, что мы здесь делаем – это в большей степени попытка за счет этого отпочкование создавать екосистему, которая работает еще более эффективно, нежели это было до того, как начало работать именно так.
У нас был нетворк, мы начали с него работать, и продолжая иметь прекрасные отношения с Гуглом, с Ютуб, мы просто логично пришли к тому, что необходимо работать с рекламодателем. Потому что это усиливает тебя в все смыслах: и в отношениях с блоггерами, и в доходах, и репутационно.
Потом Академия образования, мы постоянно этим занимаемся и всегда занимались. Накопили классную экспертизу, почему ее не монетизировать. Если есть ресурсы, понимания как это делать, почему не попытаться за счет образования принести этот элемент образования в экосистему, тем самым усилив и нетворк, и бренд. Потому что всем нужно это образование и есть чем поделиться, и это параллельно источник дохода.

Гугл часто меняет правила. Думаете ли вы об этом и закладываете ли риски?
Мы не закладываем риск закрытия. Я в него не верю. Все политики Ютуб и Гугл, которые сейчас активно обсуждаются, существовали на 99 % с самого запуска. И те компании, которые относились к этому с уважением и внимательно, пострадали меньше. Те компании, которые это игнорировали и пытались читить, пострадали очень сильно. Поэтому у меня вообще нет никаких претензий к Гугл с этой точки зрения. Я считаю, что все очень корректно и справедливо происходит. На нас эти политики безусловно влияют, но мне в этом смысле даже легко, потому что то, что делает Гугл на самом деле очень сильно совпадает с тем, как мы видим этот мир. Я понимаю логику развития самого Гугл, я понимаю вызовы, с которыми эта компания сталкивается сейчас, почему происходят те или иные вещи. И все стройно, все строго. Нет никаких обид, нет никаких претензий.
Наша диверсификация началась до того, как все это начало происходить. Поэтому да - есть риск влияния политики Гугла на наше состояние. Но мы как работали до этого так и продолжаем работать. Гугл наш важнейший партнер.

Когда ты говоришь о этой ситуации, я так понимаю, что речь идет про блокировку кучи детских каналов?
Есть несколько волн того, что происходило. Первая случилась еще в 2016 году. Там была борьба Гугл с читингом, с мошенничеством и с попытками обхитрить систему. Например, все "серые" биржи, которые накручивают лайки, все недействительные клики, боты, которые ходят и там что-то откручивают. Вот такие вещи, вот этого было много.

А сетки с этим работали?
Это каналы, которые из-под сетей этим занимались.

Сетки это прикрывали?
Они это не прикрывали. Я могу про себя говорить. Я не кто-то другой. Я не могу за других отвечать. Но мы никогда такие вещи не прикрывали и всегда пытались наоборот с этим бороться. Но в чем соль - то, что сам Ютуб по себе является стартапом. Несмотря на все ресурсы, тысячи людей, миллиарды долларов и все остальное - это все еще стартап, как и сам Гугл по духу. Он, конечно, бюрократизируется, но тем не менее. И он сам не идеальный и как продукт, как сайт, как сервис. И там точно такой же Agile, там точно также люди могут что-то не успевать, недопонимать. Бывало такое что мы у Гугл спрашиваем: "Ребята, вот здесь мы видим несоответствие, здесь проблема." Или данных нам не хватает, или еще чего-то не хватает. Мы постоянно в диалоге работаем. Что-то они могут поправить, что-то не могут поправить. То есть у них тоже свой pipeline, точнее свой backlog, своя разработка.

Первая ласточка в 2016 прилетела всем сетка. Очевидно, что Гугл начал банить каналы. Можешь рассказать что это за процесс?
Чаще это работает так, что Гугл сталкивается с какой-то проблемой, например, Гугл улучшает какой-то алгоритм, который связан с безопасностью, которые, например, определяет недействительные клики и просмотры. Он понимает масштабы этой трагедии. И понимает где эти каналы на самом деле находятся. Он видит все. Соответственно он начинает каким-то образом действовать, он вырабатывает свою стратегию и как мы с этим работаем. Есть стратегии, которые связаны с сетями, есть, которые нет.
Если мы говорим про нашу ситуацию, то просто Гугл говорит, что ребята, есть в целом такая-то проблема, вот ее симптомы. Например, вы можете обращать на это и на это, у вас есть какие-то сроки для того, чтобы как-то с этой проблемой справится, чтобы количество каналов, которые такие признаки демонстрируют, было меньше такого-то показателя. Я уже цифры эти не помню, довольно давно было. И мы начинаем работать.

Список каналов они не дают?
Нет.
"Четкое понимания причин бана канала создает предпосылки для читинга"
Когда большой канал баниться за какие-то нарушения, то есть последняя выплата не выплачивается владельцу канала. Вам процент ваш выплачивается в этот момент?
Не всегда, но часто нет конкретной информации о том, какие каналы нарушители. Но при этом часто с нас снимаются деньги за каналы нарушители. Не часто, а ежемесячно на самом деле. То есть, если были даже задним числом какие-то каналы, которые были нарушители, эти деньги могут сниматься. Нам очень помогла бы информация о том, какие каналы, что за каналы. Причины никто не говорит. Потому что четкое понимания причин создает предпосылки для читинга. То есть, если ты понимаешь логику наказания, соответственно ты можешь понимать логику обнаружения, соответственно ты можешь ее обходить.

Масштаб бедствия в цифрах для вас это десятки тысяч или сотни?
Я думаю, что от десятков. От десятков, но бывает по-разному. И на разных этапах жизни компании было по-разному.

Очевидно в такие моменты в 2016 и 2018 годах были колоссальные цифры?
Там было больше, конечно. У нас были такие ситуации, когда мы не выплачивали деньги. Но не потому что мы не хотели выплатить деньги партнеру, а потому что мы не знаем имеем ли мы право платить и не будут ли те деньги вычтены с нас. А чаще всего вычитаются.

Гугл постфактум видит куда вы платите?
Гугл не видит куда мы платим. Это наше отношения с партнером.
Просто, если канал заблокирован, то мы эти деньги не выплачиваем. Но там, где канал разблокирован, мы всегда выплачиваем. Более того когда партнер попадает в такую ситуацию, мы и сами проверяем нарушал ли он или нет. Если мы видим, что он нарушал, мы не выплачиваем эти деньги, потому что даже по нашему отношению с партнером мы не должны это делать. Мы говорим партнеру о том, что если вы считаете, что это не правомерно - пожалуйста, есть официальные пути, есть апелляция и все остальное. Если канал разблокируется, мы с чистой и спокойной совестью выплачиваем эти деньги.

Какой процент у вас разблокированных сайтов?
Он очень небольшой. У меня нет статистики. Про каналы точно их немного, но у нас есть примеры того, как разблокируются и большие каналы, и небольшие каналы. Я на сто процентов уверен, что есть каналы, которые незаслуженно пострадали. Есть каналы, которые незаслуженно не пострадали. Но я думаю, что, если мы говорим о больших числах, то Гугл скорее не ошибается, чем ошибается.

То есть погрешность такая, что она справедливая?
Я считаю, что да.

У вас в тематиках сколько сейчас детских каналов?
Меньше 50 % от все каналов.

Было больше до кризиса?
Нет. Никогда не было больше 50, но очень много. Потому что лидеры, локомотивы сегмента у нас Мистер Макс и Мисс Кейти.

Много детских каналов пострадало именно в последнюю волну в 2018 году?
Конечно, очень много. Много у нас, много по рынку. Это глобальный тренд. Нас это коснулось сильно, потому что у нас много детских каналов.
Мы изначально строили свою работу таким образом, чтобы стараться не допускать нарушений. И часто откровенный трэш мы просто даже не пускали в сеть, потому что у нас эти фильтры работали.

Про детские еще есть предпосылки, что станет еще хуже?
Да.

Есть ли еще ниши, которые тоже на грани балансируют недалеко от "детской" проблемы?
Новости в зоне риска всегда. Начиная с 2014-2015 года новости - это зона риска. Но, в принципе, это касается всех тематик. Потому что тут важно не столько какая тематика, сколько что ты делаешь, например, в видео. Что ты нарушаешь, можно ли на тебя пожаловаться, вообще соблюдаешь ли ты принципы сообщества, условия использования платформы. Это касается всех тематик.

Мат может стать проблемой?
Может. Это точно может коснуться тех каналов, где на мате построен контент. То есть опять же мат мату рознь. Есть мат, где просто кто-то в сердцах что-то воскликнул - это эмоция так сработала - это одна история. А там где мат это прям сердце контента, там люди просто матерятся, делают это специально доводя до абсурда какого-то. И вот это и есть контент. Мне кажется, что да, однозначно.
Масштабы блокировки каналов чаще всего непонятные до начала, но моя практика показывает, что надо всегда ожидать самого худшего.
Один из самых больших сейчас в РУнете каналов Versus недавно был заблочен. Можешь рассказать про эту историю?
Это букмекеры.

Как так быстро получилось решить? Часто через вас это происходит?
Как правило, это две волны. Первая волна - это работает алгоритм, которому все равно какой канал. Но теоретически его можно вручную подкрутить и сказать: "Больше такого-то не трогать". Но насколько мне известно такими вещами Гугл не занимается. То есть он делает алгоритм, который работает, находит признаки, которые нужны, и блокирует эти каналы. А потом уже включается человек, который может принять решения: "Да, этот канал нужно разблокировать".

То есть в этом случае получается до человека доходит информация, он понимает, что это большая история, большая волна и что дальше?
Происходит какая-то работа с автором канала, то есть что-то с ним обсуждается. Там где можно говорить конкретно, говорят конкретно. Там, где это запрещено политиками компании Гугл, там это не говорят, но все равно каким-то образов показывают путь, дорожную карту, что нужно поделать и как нужно делать. То есть тебе могут не сказать, что тебя забанили конкретно за то и за то, могут подвести это под некую общую категорию, например, спам: "У вас спам на канале". А что такое спам? Пожалуйста, в официальной справке это есть, почитайте. Как нашли этот спам вам не расскажут точно. Но чаще всего это все очень понятно.

В случае с канторами букмекерскими, они, как мне кажется, проблему решили - все начали снимать сами эти прероллы, интеграции. То есть сейчас многие каналы начали снимать авторскую историю?
Да. Но это ненадолго. Там суть претензии не в том, что это один ролик. Суть претензии в том, что именно можно рекламировать, а что нельзя. В случае с букмекерами проблема в рекламе сервиса, насколько я помню. В том, что сервис можно рекламировать или нельзя и какой сервис, то есть там еще есть список разрешенных сервисов. Если компании нет в этом списке, значит нельзя. Более того на разных территориях разное законодательство.

Если бы у Версуса больший процент аудитории был допустим из UK, где это все легально. Как в этом случае YouTube поступает?
Здесь не вопрос аудитории, где смотрят. Мне кажется, что, если юридически об этом мыслить, то имеет больше значения гражданство автора канала, который будучи гражданином конкретной страны, должен выполнять ее законодательство.
Как еще это может быть интерпретировано, то есть пр желании, если, например, тот же Роскомнадзор хочет предъявить претензии, то есть, если он хочет закопаться, мне кажется, что здесь можно дойти как раз до того, что я сказал - найти конкретно человека, который является автором канала и фактически обвинить его в нарушении законодательства страны, гражданином которой он является. Но они, конечно, действуют чаще по-другому. Они блокируют на конкретной территории. Блокируют либо полностью, либо на территории какой-то одной страны, либо группы стран, где это запрещено в зависимости от того, кто подал жалобу. Например, Роскомнадзор в 99 % случаев подает претензию на то, что демонстрируется контент запрещенный законодательством Российской Федерации на просмотры в Российской Федерации. И блокируют именно просмотры из России.

В конкретном видео?
Либо конкретное видео, либо канал в зависимости от того, к чему претензия.

В 2018 году, когда детские каналы пострадали. Ты знал раньше об этом или узнал со всеми?
Нет, раньше конечно. Сильно раньше. Мы предупреждали об этом партнеров.

Насколько ты понимал масштаб проблемы раньше? Также как и случилось или ты недооценивал?
Нет. Масштабы чаще всего непонятные до начала, но моя практика показывает, что надо всегда ожидать самого худшего.

Это была конкретная дата?
Нет. Чаще это понятен период. То есть у нас нет информации, нам не говорят, что завтра. Нас предупреждают о том, что будет какая-то политика внедрятся, о том, какое влияние она может оказать. А дальше уже все зависит от нас. Много неизвестных включая то, как сработает алгоритм и что он посчитает правомерным, а что неправомерным. Не всегда эта информация в деталях есть. Тут же в деталях очень много скрывается. А детали чаще всего после практики всплывают.

Если я правильно понял, многие не послушали предупреждения?
Большинство не послушало.

На сколько процентов в тот месяц доход срезался?
У меня даже этой цифры в голове нет.

Вы до докризисной цифры вернулись за это время?
В принципе, да. В пике по количеству каналов у нас перевалило за 70 тысяч то, что было в сети. На текущий момент у нас до 3,5 тысяч. Просто решили для себя, что мы хотим, наверное, больше работать над качеством, чем над количеством. Поэтому мы сели, засучили рукава, и почистили все остальные каналы. Но тематики практически не изменились.

У вас много каналов, ориентированных на бизнес-аудиторию?
Не сильно много. Но это, потому что на YouTube в целом таких каналов относительно других немного.

Это сейчас тренд? И на сколько он заметен для тебя?
С точки зрения денег это не о чем.

По просмотрам, я понимаю. А что касается прямых интеграций? AIR Brands участвует в этом рынке?
Участвует. Все еще это нельзя назвать по настоящему большим и интересным явлением.То есть в тусовке да. Это профессиональная деформация. Люди, которые в этом живут, им кажется, что все про это, но это не так.

Вы продакшн делаете на заказ, для блоггеров, которые с вами работают, для себя?
И так, и так. Здесь не самая дорогая техника, не классический продакшн, где нужны сложная аппаратура, дорогостоящая, в десятках тысяч долларов измеряемая за единицу. У нас средние, выше среднего бюджетные камеры, например, снимаем мы на Lumix Panasonic GH5. Он не самый дорогой, 2-2,5 тыс. его стоимость.

Год назад я снимал на Кипре с Павлом Мунтяном интервью. Он мне говорил цифры конкретные Россия, Украина сейчас за миллион просмотров. Какие сейчас цифры?
Умножите потом сами дополнительно на тысячу. Я по СРМ пройдусь. В Украине, я думаю, это где-то сейчас 50-60 центов в среднем. В России это будет доллар. В Европе это будет 3-4, в Штатах - 5-10. В целом упало. Экономика сильно пострадала.

Какой сейчас в сети доход из стран не из СНГ в процентном соотношение?
У нас Штатов много. Если смотреть на просмотр, то, конечно СНГ в лидерах.
По-моему, Штаты на втором месте, конкретно Штаты, это без Европы. Я помню там по местам у нас, если смотреть на Топ по доходам, то, наверное, из СНГ там только Россия.

Вопрос по блоггерам. Сколько LTV время жизни клиента среднее?
Скорее не ошибусь, если скажу, что 75 % нашей партнерской бази с нами больше 2 лет.

Сама частая причина ухода от вас?
Чаще всего партнеры уходят, когда не видят ценности в том, что делает сеть. Когда они чувствуют, что сеть им не нужна по какой-то причине. Либо потому что им сделали какое-то конкурентное предложение, которое им кажется более интересным. Либо потому что они в целом не нуждаются в партнерке.

Можешь сказать примеры больших каналов, когда они уходили и с конкретным примеров почему?
Это детский канал. Они ушли, потому что мы по факту просто поставили их перед выбором: "Ребята, или мы делаем вот так, или мы будем вынуждены вас отключить". То есть нужно соблюдать правила платформы по факту. Это принципиальный момент и мы готовы с каналом прощаться, если он не демонстрирует никаких признаков и желания меняться. Потому что мы же не на день пришли и не первый день работаем. И мы понимаем куда все идет и нам легко, мне так хочется думать, потому что мы изначально пытаемся быть понятными и соответствовать правилам. Это такой кайф, когда ты пытаешься соответствовать правилам. Когда ты это делаешь, тебе легко находить общий язык с платформой. Когда ты делаешь у тебя нет шизофрении внутри. То есть мы здесь пытаемся так, а там так. Тебе легко с партнерами общаться, ты транслируешь то, как есть. У тебя всегда есть на что ссылаться, что показать, тебе легко.

Раньше все-таки немножко закрывали глаза на этапе становления, набирали больше каналов и потом с ними мучились?
Сам YouTube не то, что закрывал на это глаза, просто это все так быстро росло, что не было времени смотреть даже на это.

Вы сейчас заинтересованы в так называемых вебмастерах - людях, которые делают миллионные каналы, но у них их 5, 10?
Да. Тут есть такие примеры, которые прям на потоке. Я знаю несколько таких, но их очень мало.
К таким каналам мы сами приходим и сами объясняем, что им нужно. Во-первых, это, конечно, какое-то ощущения момента понимания того, что правильно, а что неправильно, что надо делать, что не надо делать. Это какой-то опыт, который сокращает время партнера, экономит его ресурсы, позволят быть ему эффективным быстрее. Я пока абстрактно это сформулировал, выражаться это может в разных вещах: в финансах, в знаниях, в помощи в конкретных проектах, в взаимоотношениях с другими авторами. То есть там спектр взаимодействий может быть очень разным. В работе с брендами, например. И с потоками денежными из других источников, не от монетизации. Очевидно, что финансовая грамотность, юридическая у многих блоггеров, которые быстро растут, она на начальном уровне.

Вы им помогаете как-то в этом смысле? Закрываете их проблемы бухгалтерские допустим?
Да. Бывает так, что да.

Какой минимальный процент вы себе берете с топовым блоггером, потому что 30 на 70 фигурирует, но это обсуждаемо.
Можешь сказать минимальную цифру, которая в вашей точке безубыточности?
Не буду говорить. Могу сказать средний по сети сейчас он колеблется от 20 до 22.

Но в случае, если это очень большой паблишер, вам есть смысл работать в 10 % ?
У нас есть программа лояльности, которая подразумевает уже вошедшим каналам изменения их процентного распределения. И там в 10 % это возможно в зависимости от просмотров. И да, то есть теоретически это все возможно. Кейсы такие есть. Средний я назвал - 20-22 %.
Конкретный набор просмотров может генерировать разные деньги.
В 2017 году вы заявляли, что вы №3 в миру среди медиасетей?
Да, это так и было.

Сейчас как?
Я думаю, что может быть третье, может быть вторые, может быть пятые, потому что ландшафт очень сильно изменился. Сейчас очень сильно изменился ландшафт. Многие сети очень сильно почикались и у многих сетей очень большие сейчас проблемы.

То есть вы не понимаете сколько другие зарабатывают?
А ты про деньги? Я говорю про просмотры.

Просмотры и деньги это разные для вас вещи?
Конечно. Они могут коррелировать, но конкретный набор просмотров может генерировать разные деньги.

Я спрашивал, конечно, про просмотры, когда про Топ-3 говорил, потому что вы декларировали сто миллиардов просмотров.
Я про просмотры и ответил. Про деньги это еще более туманно, потому что денежную информацию вообще никто не раскрывает.

Есть прецеденты на рынке, когда кто-то кого-то поглощает, выкупает, объединяется?
Есть прецеденты, когда кто-то умирает. Есть прецеденты, когда кого-то покупают, но, как правило, это происходит публично. Например, Дисней купил Makers Studio.

Они на тот момент были какими в мире?
Одни из лидеров. По просмотрам они были поменьше, чем мы.

Вам как часто офферы приходят на эту тему?
Приходят. Серьезные офферы часто не приходят. Мне кажется серьезные офферы вообще часто не приходят.

Как часто вы общаетесь с фондами или с прямыми возможно конкурентами?
Я не могу сказать, что у нас ежемесячно происходит какой-то новый разговор на эту тему, но 5, наверное, разговоров таких было. Там, где у людей был какой-то реальный интерес. Во всех этих случаях мы на текущий момент считаем, что это не самые умные деньги.

То есть если кто-то переплатит, то вы готовы?
Наверное, можно было бы как-то продать долю сильно и это было бы интересно. Но мы больше ориентированы на свои собственные силы. Мы думаем, что пока нам комфортнее иметь тот контроль над бизнесом, который мы имеем.

Инвесторы получают дивиденды?
Да. Денег достаточно для того, чтобы зарабатывать и дальше развивать бизнес и все остальное.
Нельзя сказать, что мы классический продакшн, который на этом зарабатывает и живет на то, что снимает. Но снимаем мы много, снимаем часто, и не плохо, просто для своих целей.

Вы продюсируете каналы?
Да.

На каких это условиях? Это стандартная тема, когда вы владеете частью прав на продукт?
Да. Основной критерий это всесторонняя мотивация. Чаще наше доля превалирует. И у этого тоже есть своя логика. Мы на начальном этапе вкладываемся максимально. То есть, если посчитать все ресурсы, которые нужны для того, чтобы канал начал развиваться, делать и считать это по взрослому, то есть мы посчитаем аренду, мы посчитаем оборудования, время специалистов, прямые деньги, которые либо в продвижения, либо еще куда-то вливаются. Это не попытка жадного продюсера что-то отжать у бедного артиста. Это очень рациональный подход к тому, что мы тратим и что мы зарабатываем. Когда ты начинаешь с каким-то начинающим "артистом", давай его так назовем, то очень много рисков, очень много неизвестного. И рискуем в основном мы, потому что те ресурсы, о которых я упоминал, это наши ресурсы.

Какие это объемы инвестиций? Сколько нужно каналу на старте?
Я просто конкретную цифру сейчас не назову. Речь может идти в каких-то случаях о тысячи долларов в месяц, это может быть 5 тыс. в месяц. Это зависит от того в какой контент, что тебе для этого нужно, какие локации.

Сколько максимум в канал вкладывали в таком случае? Больше 100 тысяч?
Нет. Мы такие инвестиции никогда не делали.

Были случаи, когда вы входили в собственность в канале, когда он уже более-менее рулил наверх?
Нет.

Не считаешь ли ты, что тогда рисков меньше хоть и порог входа больше для вас, когда канал уже прет? Или вы просто не нужны в тот момент уже автору?
Нет, мы нужны. Я думаю, что такие модели возможны. Просто то ли нам пока не попадались какие-то такие проекты, в которые мы влюблялись и верили, то и потому что...
Я думаю это возможная модель. Она возможно вообще для всех и не только для медиасети на самом деле, но пока нам кажется, что грамотней делать вот так - работать с каналами, которые еще не стали сильно большими.

На сколько лет вы подписываете контракт?
В среднем это бессрочные контракты с точки зрения бренда, который создается, то есть он принадлежит нам. Мы вкладываем деньги в его развития.

Вы никогда не называете имя, фамилия канал?
Конечно.
При этом там нет какой-то такой кабалы, когда автор канала обязан с нами отработать...

Количество видео в месяц очевидно есть?
Оно тоже зависит от формата канала.

Но все-так вы его обсуждаете или не обсуждаете?
Конечно.

То есть все-таки это работа?
Конечно, да.
То есть на том этапе, когда всех все устраивает, это стопроцентная работа, стопроцентные обязательства, но практика показывает, что если быстро не удается найти какой-то консенсус, то значит, что просто не надо продолжать.

Как вы мотивируете автора в долгую остаться с вами?
Опять же скажу как есть - нет на текущий момент проектов, которые бы отработали так долго для того, чтобы можно это было обсуждать. То есть это относительно новая бизнес модель.
Общий подход в том, что, во-первых, должны быть на уровне людей, которые работают, взаимоуважения и понимания что - да, это те люди, с которыми мне приятно каждый день общаться, потому что это ж в офисе происходит и еще где-то.
Плюс, бизнес должен расти, бренд расти, показатели должны расти, что есть подтверждением того, что помимо общения там есть еще рациональное основание.

Ты уже сказал, что маркетплейс как модель вам не интересен, вы работаете как рекламное агентство. С вами много конкурируют популярные блоггеры, которые возле себя сделали такие же агентства. Тут прямая конкуренция уже получается?
Скорее нет. Все можно считать конкуренцией в конечном итоге, то есть тогда можно считать конкурентами и телевидение.

Популярные блоггеры декларируют, что это серьезные деньги возле канала, не на рекламе на канале, а возле канала. Это правда или нет?
Я думаю, что о серьезных деньгах идет в единичных случаях. И возможно у Амиран что-то интересное, но я не настолько погружен и не столько интересуюсь тем, что он делает. Это я говорю как пример, который мне кажется вписывается в что-то, что может быть интересным, как проект вокруг блоггера.

А Трансформатор?
Наверное, тоже где-то рядом. Я говорю про абсолютные цифры.
Потому что с позиции канала, если он вокруг себя выстраивает историю, которая дает ему + 100 % - это кажется успехом. Если мы посмотрим на абсолютные цифры и сравним с абсолютными цифрами другого такого же канала, вернее похожего, оказывается, что история не эквивалентная.
С точки зрения системного бизнеса, если сравнивать проект вокруг блоггера и проект в рамках нас, я думаю, что вряд ли. Не тот совершенно подход к бизнесу, не та экспертиза, не то качество решений, много чего не то.
Ютуб все еще демократичный и с точки зрения ресурсов, и с качества, которое потом на выходе дается.
У нас нет задачи быть киношным качеством, мы же про YouTube, а YouTube такой демократичный.

До сих пор ты считаешь, что он такой или уже время прошло?
Нет, не прошло все еще и пройдет не скоро. Я все еще считаю, что продакшн, который стоит, даже если это команда, то есть сейчас у многих популярных ютуберов уже есть команды - это больше, чем один человек, даже если мы говорим про продакшн, а не про коммерческие вещи какие-то. Но даже в этих условиях это все еще демократично, и с точки зрения ресурсов, и с качества, которое потом на выходе дается. Потому что если сравнивать с высококлассным рекламным продуктом, то конечно это все еще выглядит не так хорошо и по деньгам все еще не так дорого.

Какие есть источники привлечения новых каналов сейчас?
Наша бурж-органика, наверно так будет правильно сказать. Это наши рекомендации, когда нас рекомендуют. В том числе рефералка. Это не только рефералка. Когда я говорю про рекомендации, я имею ввиду в целом, когда даже в личном общении, когда партнеры, которым мы как-то помогли, приводят к нам. Это трафики и вообще вся эта история имела значения сильно, когда мы работали над количеством. Когда мы стали работать над качеством, это стало не так важно.
У нас третий и мне кажется даже более важный для нас источник - это прямые коммуникации, когда есть какой-то канал, который нам интересен, либо которому мы интересны, то, мы просто идем к нему, либо он идет к нам. Хорошие каналы часто приходят и просто говорят: "Давайте поговорим".

Вопрос спам в комментах. Ты ж в курсе, наверное, что кто-то от сети точно отправляет комментарии, что давайте работать. Оно не проходит основную модерацию и попадает в творческую студию. Таким образом тоже до сих пор продолжаете работать?
Это скорее пример работы реферальной сети. Мы так не делаем. Мы, конечно, таким не занимаемся.

Максимальный доход партнера от реферала?
Когда я последний раз смотрел на эти цифры, то там речь шла о 3 тыс. долларов. Я думаю, что это тот пример, на который нужно смотреть.

У него в рефералах много каналов или просто большие просто?
По-разному. Вообще как правильно, если посмотреть, то генерирует доход небольшое количество каналов. Раньше было ориентироваться на поток и там обязательно что-то срабатывает рано или поздно. Сейчас это не так.

Самый большой канал у вас по просмотрам равно самый большой по деньгам?
Нет. Это тематика и география просмотров.

То есть соответственно где меньше просмотров, но там хорошие страны, то там все хорошо?
Да.

Можешь сказать максимальный доход канал без канала?
Нет. Например, по просмотрам у нас лидеры за всю историю на уровне 6-7 миллиардов просмотров канала. И там речь идет приблизительно о 10 млн. подписчиков. Из таких больших и известных это Мистер Макс и Мисс Кейти.

Ты видишь этот тренд, что с СНГ уезжают люди, которые хорошо научились зарабатывать на Ютубе?
Безусловно. Но это относится не к Ютубу, это относится к СНГ. Что с СНГ, в принципе, уезжают люди, которые научились зарабатывать. Это не относится конкретно к Ютубу никак.

Самый вопиющий случай незаслуженного бана канала, который у вас был?
Это был, по-моему, 2015 год, The International Dota 2. Наш партнер Starladder - это крупный игрок на рынке организации киберспортивных ивентов. Полетели ребята комментировать этот чемпионат мира с огромным призовым фондом - десятки миллионов долларов. Это полноценный продакшн фактически, который создает контент на потоке. Это 10-12 часовая разница во времени. Мне в 12 часов ночи пишет человек оттуда: "Шеф, все пропало". Канал заблокирован. А матчи в разгаре, там люди уже прилетели, снимают. И нам фактически за час-полтора удалось канал этот разблокировать.

Каким образом? Какая механика? С кем вы общаетесь в основном? С Лондоном?
По-разному. И с российской командой, общаемся, и с лондонской командой.

В случае проблемы и мгновенного решения это куда?
Чаще это Россия.

Раньше Гугл часто ругали, потому что русскоязычных быстрорешателей проблем не было, не только про YouTube я сейчас говорю. Сейчас уже это не так?
Очень сильно зависит от конкретной ситуации - что произошло, за что заблокирован канал.
Оказалось, что канал заблокирован автоматически как спамерский, потому что он публиковал огромное количество контента и алгоритм посчитал это работой какого-то бота. Причем там контент похожий был и на основании игры, в том числе это одна и та же игра. То есть подумали, что это работа какого-то робота. В том объеме, в котором они это делали, это чревато, потому что я точно не помню, но речь шла о том, что они фигачили по 15-20-30 роликов в день.

Были случаи, которые вы не решили?
Есть детский канал огромный. Он закрыт.

Какой доход люди потеряли?
Лучше об этом не думать.

А почему не получилось в конкретном случае?
Потому что когда разобрались партнер оказался сильно не прав. Это проблема с контентом, который считается неприемлемым. И когда мы сами в эту те погрузились, мы, в принципе, поняли, что это бесперспективно абсолютно.

То есть удаления контента не поможет?
Не поможет. Более того в случае с детским контентом это еще та история, когда даже эти блокировки и удаления могут прилетать задним числом. То есть даже после того, как канал все почистил, YouTube же все равно все помнит.
Видеоверсия интервью на Youtube-канале Точка G
Made on
Tilda